Рецензия на книгу
Процесс
Франц Кафка
Аноним27 января 2016 г.Внутри абсурда.
Сон.
Так иногда бывает во сне, что хочешь пошевелить рукой или ногой, но они не слушаются. Или кого-то или что-то ищешь (часто выход или вход), кажется, вот-вот уже нашёл, тут, сразу за углом, но что-то мешает…Так и текст «Процесса»: вроде выход рядом, надо только пошевелить ногами, сделать пару шагов за угол… Но, ведь интересно узнать, что там, за углом, почему всё так и что имелось ввиду, но, текст тебя затягивает, как сон, который ты даже вроде осознаёшь, и даже можешь в любой момент прервать, стоит тебе только пошевелить рукой или ногой…
О чём произведение? О юридическом процессе? О Божеском суде? О жизненной суете? По мере прочтения возникают подобные догадки и, кажется, что ещё страница и ты догадаешься, но, следующее повествование опровергает твои догадки.
Где-то, когда-то нечто подобное было со знакомыми знакомых или даже с тобой, а может, даже сейчас это «нечто подобное» происходит.
Какой-то бред? Да, именно бред! Лучшее определение этой книги. Но, разве не бред наша каждодневная жизнь? Наше каждодневное хождение на работу, выполнение придурковатых требований начальства, вовлечённость (особенно эмоциональная) в политические и даже мелкобытовые «процессы»?
Каков же выход? Автор не даёт рецепта и даже не намекает…
Хотелось бы, чтобы герой проснулся, стряхнул с себя сонное наваждение и отправился бы пить кофе или пиво, или к фройлян Б. или вместе с ней на пиво… Но этого не происходит или, это всё же произошло, но уже в моей, читательской голове? Может, автор добился своего, и я для себя нашёл выход из бредового «процесса»?
Из всего этого можно заключить, что он сам не знает ни того, какой в этом смысл, и все время находится в заблуждении. Но выходит так, что он, по-видимому, заблуждается и насчёт этого просителя, ибо привратник, сам того не ведая, подчинён просителю. То, что он обращается с просителем как с подчинённым, ясно видно во многом, и ты, наверно, помнишь, в чём именно. Но то, что, в сущности, подчинёнными является привратник, тоже видно не менее ясно, как говорит другое толкование. Всегда свободный человек выше связанного. А проситель, в сущности, человек свободный, он может уйти куда захочет, лишь вход в недра Закона ему воспрещается, причём запрет наложен единственно только этим привратником. И если он садится в сторонке на скамеечку у врат и просиживает там всю жизнь, то делает он это добровольно, и ни о каком принуждении притча не упоминает.
Приведенная цитата совсем не разгадка и даже не намёк на финал, она просто маленькая частичка тех мыслительных процессов, которые неизбежно возникают в «Процессе».
-
Нет, - сказал священник,- вовсе не надо всё принимать за правду, надо только осознать необходимость всего.- Печальный вывод!, - сказал К. – Ложь возводится в систему.
И если нашей жизни часто требуется трезвый взгляд, может, иногда нужен бредовый взгляд на нашу трезвую жизнь?
751