Рецензия на книгу
Долгая прогулка
Стивен Кинг, Ричард Бахман
reynson25 января 2016 г.Вся моя семья - большие фанаты Стивена Кинга, поэтому уже с детства я читала и перечитывала многие его книги. Он всегда был в топе моих любимых писателей, и я активно пропагандировала его произведения среди своих друзей и знакомых. И близкая подруга все же сдалась, но выбрала для прочтения незнакомое мне произведение: "Долгую прогулку". После этого пошел процесс обратной пропаганды: она несколько недель уговаривала меня прочесть эту повесть, чтобы обсудить и поделиться мыслями. И я прочла. На вопрос подруги: "Как оно?" я ответила: "Это Король ужасов, что тут еще сказать. Не зря его считают лучшим писателем-современником".
Итак, собственно о "Долгой прогулке". Очевидно, что ставка здесь делается именно на психологию, поэтому большим плюсом стал предсказуемый финал. Таким образом, читатель не ждет развязки, бегло пролистывая страницы, а с первого прочтения внимательно следит за изменением в психике персонажей.
Я была разочарована, но не самим произведением, а его героями. Тем, что все-таки сложности делают людей очень поверхностными. Персонажам было по 16-17 лет, так что глубиной их личности точно не отличались: почти никакого жизненного опыта, сформировавшихся взглядов и убеждений. С одной стороны, наверное, интереснее было бы следить за разговорами и рассуждениями взрослых, образованных, опытных людей, с другой - взрослые не так устойчивы к физическим влияниям и слишком устойчивы к моральным воздействиям. Психика подростков гибкая, поэтому изменения структуры сознания и мировоззрения видны моментально. То, как меняется состояние людей, и внешнее, и внутреннее, их рассудок и мысли, описано отлично. Особенно интересно было следить не за главным героем, с ним все ясно было с самого начала, а за окружающими. Было понятно, что автор пытается выделить Макврайза как одного из протагонистов, но мне он показался поверхностным и рассерженным ребенком, обиженным на жизнь и на свою судьбу, и это проскальзывало почти в каждой его реплике, в его сарказме, в его пессимизме. Тут же обращаешь внимание на некую влюбленность Макврайза в Гэррети, показываемую различными намеками. Макврайз нашел небезразличного человека, которому не сумел до конца показать, как он ему стал дорог именно потому, что он первый, кто к нему стал так относиться: проявил заботу и внимание. Проявления люблю Макврайза к Гэррети были неловкими и такими неумеючими, что тронули. Но все же этот персонаж не заставил меня расчувствоваться. Самая яркая по отношению к нему эмоция - страдания Гэррети после смерти Макврайза.
Для меня самыми любопытными персонажами стали Стеббинс и Олсон, с первого взгляда стало понятно, что они - личности. Стеббинс вышел самым колоритным персонажем. Несмотря на то, что говорил он на протяжении повествования немного, мне кажется, ни одно его слово бессмысленным. Узнав его историю, начинаешь задумываться, как отсутствие родительской любви в детстве может повлиять на человека. Хотя от тайны Стеббинса я ждала чего-то особенного, а вышло как-то наивно и глуповато. Показалось, что сначала была задумана собственно интрига, а выпутаться из нее потом оказалось сложновато.
Насчет Олсона у меня до сих пор просто нет слов. Начиная с бравады и едкостей и заканчивая полной потерей контроля над собой... Это было шокирующе, страшно и дико притягательно. У меня просто не хватает слов.Вернусь еще раз к ГГ. Поначалу я почти не обращала на него внимания. Для меня он был просто фоном повествования. Тот момент, когда я переосмыслила к нему отношение - его встреча почти в самом конце с мамой и подружкой, когда он думает о том, что как бы ни закончилось это все, он уже не сможет жить как раньше. Что домой он уже не вернется. Именно эта фраза: "Я уже не вернусь домой" меня разорвала.
Лучшая из прописанных черт Гэррети - это то, что он не знал, не знает и так и не узнал, зачем он это делает: зачем пошел на шоу, зачем живет, зачем вообще ВСЁ. У парнишки вроде все в порядке, но не до конца. Этим он напомнил мне одного персонажа из "Лондонских полей" Эмиса, про которого говорится: "У него было все, но ему недоставало всего". Его внутреннее чувство пустоты и постоянной нереализации находит в конце концов острый отклик в читателе. Гэррети сам осознает, что он пустой, и идет на шоу, скорее всего, просто ради того, чтобы чем-то себя наполнить, дать себе какой-то смысл, изменить ход своей жизни. На мой взгляд, этот поиск - это лучшее, что может быть в 17-летнем парне.В книге действительно переживаешь весь путь вместе с персонажами с начала и до конца, живешь этой дорогой и меняешься тоже вместе с ними. Первое убийство меня шокировало. Ужасен был инцидент с дракой, когда убили невиновного. Но прошла первая смерть, вторая, пятая, десятая... И я, как и герои, перестала обращать внимание на убийства. Поразительно, насколько тонко просчитано "вживление" в главного героя. Оттого, что рассказ ведется от первого лица, ассоциации с героем не избежать. К концу книги мне действительно стало все равно, хотелось просто выжить вместе с ним, наплевав на остальных. Даже после смерти Макврайза, с которым ГГ невероятно сблизился, у Гэррети появляется чувство грусти, жалости, но оно уже не такое острое, как с Олсоном, например. Остались лишь усталость и апатия, и я чувствовала то же самое. Мне было жаль его Макврайза, но я уже морально устала, хотелось быстрее прийти к финишу. "Пусть все схохнут, скорее бы остались только мы!" - думала я.
Работа Кинга, безусловно, мастерская. Отдельный плюс - отказ от тщательно прописанных деталей этого антиутопичного мира. О нем сказано ровно столько, сколько нужно, чтобы не отвлекать от сюжета. Позже я узнала, что это одна из первых работ Кинга, и была удивлена, потому что тут нет перегруженности деталями, нет разжевывания, которое появляется у начинающих писателей, когда они боятся, что их не поймут или поймут неправильно.
На мой взгляд, все-таки психологические романы Кинга сильнее мистических. Он заставил меня слиться воедино с ГГ, который мне не всецело симпатичен, а добиться такого результата и построить такую атмосферу - это мастерство. Я бы, конечно, не сказала, что это любимое произведение у Кинга, или даже одно из любимых, но я просто слишком много всего у него читала. Но оно отличное, это правда! Однажды с удовольствием перечитаю.P.S. Читалось на одном дыхании. Как только отрывала взгляд от страницы, в голове кричали: "Первое предупреждение!"...
936