Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Чтец

Бернхард Шлинк

  • Аватар пользователя
    reynson24 января 2016 г.

    Едва приступив к "Чтецу", поняла, что это станет одной из любимых книг. Нравилось всё: темп, неспешность и в то же время стремительность повествования, язык, немногочисленные, но очень яркие описания, сама атмосфера. Здесь полно рассуждений: о времени, пространстве, принятии решений - мысли, актуальные для любых возрастов. Произведение состоит из символов, которые вновь и вновь всплывают в памяти рассказчика: Ханна, надевающая чулки, Ханна, держащая перед ним полотенце, Ханна в развевающемся платье на велосипеде... Первые страницы стойко напоминали мне "Лолиту" Набокова - в каждой мелочи.

    Книгу следует читать неспеша и вдумчиво, но глотается она на одном дыхании. Правда, вышло так, что у меня вдоха вышло два: прошло пару недель, прежде чем я вернулась к "Чтецу". Но все это время картина в голове оставалась невероятно яркой.

    Сейчас пытаюсь проанализировать и уложить в голове эту историю, но сё не могу определиться с отношением к персонажам.

    Ханна - это безжалостная, сухая, педантичная дама или сильная, но испуганная и жаждущая любви женщина? Заботилась ли она о своих "любимчиках" в лагере облегчала им жизнь или грубо пользовалась своим положением? Финал книги заставил меня ей сочувствовать. Она была пожираема страхом: не из-за своих преступлений, ведь она их считала лишь долгом ("А что бы Вы сделали?"; она была в ужасе оттого, что ее неграмотность = слабость сделает ее уязвимой, одинокой и недостойной любви, внимания и уважения.

    Микаэль навсегда остался замкнутым и погруженным в себя ребенком. Однажды жизнь задала ему страшный вопрос: любил ли он на само деле женщину, оказавшуюся нацистской преступницей? Этот вопрос он задает себе снова и снова, находит различные аргументы, приводит себе доводы, но так и не может честно на него себе ответить. Его невозможность ответить себе на этот вопрос вкупе с воспитанием и духом времени заставляет его промолчать на суде и обречь некогда близкого ему человека на пожизненное заключение. Но Микаэля ни в коем случае нельзя назвать бесчувственным. Он несет груз своей любви/нелюбви всю жизнь. Ценой не сложившейся личной жизни и далеко не блестящей карьеры он живет с Ханной в своем сердце. В каждой женщине он ищет ее тело, ее запах, просто ЕЕ. Он отводит для Ханны небольшое место в своей жизни и помогает ей, дает ей смысл жизни и надежду на еще непогибшую любовь. Но Микаэль как был слабым, юным и ни в чем не уверенным подростком, так им и остался. "Ниша" - это все, что он мог дать Ханне, которая нуждалась в любви.

    Это трагичная, болезненная, убивающая, жестокая история любви. Не то время, не то место, не те люди... Но моменты близости любовником не были просто сексом. Это была именно близость: чтение вслух, вызывающее у обоих яркие эмоции, совместные купания, объятия. Любила ли Ханна Микаэля? Не просто так она закатила скандалы из-за "не того" вагона электрички, боязни быть брошенной в гостинице, ревности к сверстникам. Не просто так она покончила с собой, поняв, что она больше не будет любима Микаэлем как раньше.

    Ярким символом в книге проходит "Одиссея" Гомера. Это первая книга, что прочитал Микаэль Ханне слух, первая книга, записанная им для Ханны на кассету. Сам рассказчик рассуждает об "Одиссее": "это история движения, одновременно целенаправленного и бесцельного, успешного и тщетного". Так и движется главный герой всю жизнь, плывет по реке любви. Первой, последней - единственной.

    10
    32