Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Капитул Дюны

Фрэнк Герберт

  • Аватар пользователя
    Аноним19 января 2016 г.

    Дюна уже не та

    Первая Дюна — вершина серии, захватывающие "тарантиновские" диалоги, сюжет с совершенно непредсказуемыми, но логичными поворотами, выпуклые персонажи. Атмосфера Дюны, планеты-явления, почти осязаема.

    После неё идёт Мессия с мямлей Муад'Дибом (который, на минутку, имеет самую большую в истории армию фанатиков, владеющую вселенной), но он пресмыкается перед Бене Гессерит, Иксом и Тлейлаксу, хотя мог бы одним нахмуриванием брови стереть их планеты в порошок. Вместо этого он жертвует своей женой, собой и троном, поддавшись на шантаж кучки заговорщиков (угроза всего лишь прямого убийства! — мелочь для столь могущественного героя). Больше в книге не происходит ничего, даром что самая короткая в серии. Прологи становятся просто дикими, все эти попытки описать движущуюся вечность, звенья истории, павших богов... Голова кипит, а смысла в них — ноль.

    Далее "Дети Дюны". Диалоги обкурившегося меланжей Лето звучат примерно как "Старик, опирающийся на палку, зависит от палки" и "Птица, летящая по небу, бросает на землю тень". Немного сокращенная цитата:


    — Каждое суждение качается на волне ошибки, — объяснил Лето. — Заявлять об абсолютной правоте может только чудовище. Знание — это нескончаемое путешествие по окрестностям неопределенности. Наши чувства всегда имеют по меньшей мере два уровня.
    — Ты играешь в прятки со смертью
    — Но вы же оба — мои друзья
    Намри снял руку с ножа.

    Прологи к каждой главе читать просто невозможно, они реально шизофренические.

    Бог-Император Дюны. Это уже не "та Дюна", фрименов нет, суровой планеты нет, меланжи нет. Очень много философии, созерцания, неожиданных взглядов на привычные вещи. Но читать это приятно. Это больше книга-созерцание. В ней решительно, на протяжении нескольких глав подряд, ничего не происходит. Она бы хорошо подошла для эпилога серии, очень спокойная, взвешенная книга. Что ж, Фрэнк написал её через 20 лет после первой книги, разница в мировоззрении автора с возрастом заметна. Это последняя книга в серии, в которой присутствуют герои из первых книг. В следующей книге уже совершенно новые, незнакомые личности.

    Еретики дюны. Тоже интересное описание другой планеты, новые расы, технологии. Но это уже точно не Дюна. О Ракисе вообще написано мало. Опять же, много созерцания. Довольно нелепая, извините, идея контроля человечества с помощью секса. Доведенная в Капитуле до абсурда. Да, человека можно подсадить на эндорфины, но подчинить его разум, чтобы он делал что угодно ради секса — это уж слишком. И как выскочки-матроны могут быть сильнее и продвинутее легендарного ордена Бене Гессерит?

    Капитул. Дюна уничтожена. Собственно, роман на этом можно было бы и закончить. Матроны держат человечество в своих руках с помощью секса. Они обслуживают, простите, держат в узде, целые планеты — с мужчинами, женщинами и футарами (людьми-собаками). Бене Гессерит тоже не отстаёт. Шиана в свободное время шлифует (это цитата) свои способности со всей мужской половиной планеты, да так, что среди послушниц об её похождениях ходят легенды. Дункан не прекращая шлифует свои умения с Мурбеллой. 10-летний Тег обретает память в сексе с Шианой. Ну вы поняли, старине Герберту крышу сорвало абсолютно.
    Созерцания и размышления героев занимают целые главы. Притом что книга-то довольно длинная. Целую главу, например, Одраде может есть. Или сидеть в кабинете, вспоминая своё "дитя моря", остальное время симулируя кипучую деятельность. Полный абсурд. Это точно о Дюне? Ах да, Дюны-то уже нет.

    18
    1,6K