Рецензия на книгу
Trigger Warning: Short Fictions and Disturbances
Neil Gaiman
Аноним18 января 2016 г.Несмотря на всю свою плодовитость, сборников рассказов Нил Гейман выпустил не так уж много. Этот стал третьим, чем не преминул похвалиться автор в своем длинном предисловии (шутка ли, целых 6 частей!) Правда некоторые из них уже публиковались в самых разных источниках, как часто и бывает у Геймана, но ведь сборники для того и нужны, чтобы собирать, верно? И это собрание вышло довольно разнообразным, хоть и многие рассказы воспринимаются как написанные с оглядкой на других авторов и их стилистику.
Лунный лабиринт крепкий середнячок. Как пишет сам Нил, это рассказ-посвящение Джину Вульфу, который почему-то не слишком известен среди русскоязычной читающей публики. Возможно для лучшего понимания этого рассказа следует ближе ознакомиться с творчеством этого автора. А сам по себе Лунный лабиринт про (сюрприз) лабиринт и луну, а также местечковые легенды и волков.
Кое-что о Кассандре на мой взгляд удался лучше. Симпатичный рассказ-перевёртыш про встречу с человеком, выдуманным годы назад.
В пучину сумрачных морей, короткая зарисовка о суровом море, рассказываемая в дождливом старом Лондоне.
Истина — пещера в Черных горах достаточно большой рассказ, успевший появиться в виде комикса. В нём карлик с довольно неприятным провожатым пробирается в пещеру, где по преданию можно разжиться золотом в обмен на часть души. Добротная история, до последней буквы пропитанная тем самым Нилом Гейманом и в придачу горным воздухом.
Моя последняя хозяйка о невезучем постояльце пансиона. Очень напоминает по идее рассказ Роальда Даля "Хозяйка пансиона", только вот у Геймана исполнение вышло похуже.
Приключение. Об удивительных историях, скрывающихся в, казалось бы, самых обычных людях. Выглядит как обломок "Океана в конце дороги", о чем в общем-то честно говорит сам автор опять же в предисловии. Но куда больше он похож на другую работу Нила, "Рыцарство" (или в другом переводе "Рыцарь и дама").
Оранжевый, эксперимент с формой, на мой взгляд вполне удачный. Выглядит как бланк ответов на некие вопросы об одном таинственном происшествии.
Календарь сказок объединяет в себе двенадцать микро-рассказов, один на каждый месяц. Пусть он и не такой своеобразный, как "Октябрь в председательском кресле", также связанный с месяцами, но зато написан "по заявкам" читателей. Февраль, март и май на мой взгляд просто великолепны, даже жаль что такие крохотные.
Дело о смерти и мёде относится к шерлокиане. Не "Этюд в изумрудных тонах", но всё же очень хороший рассказ о постаревшем Холмсе в Китае.
Человек, который забыл Рэя Брэдбери это дань уважения великому фантасту в виде винегрета отсылок на рассказы. Узнаваемо, добротно, но Рэйчел Блум ему не переплюнуть.
Иерусалим, фантазия на тему иерусалимского синдрома в сменяющихся декорациях самого Иерусалима и Англии.
Погремушка Стук-Постук, отличная страшилка на сон грядущий про старый скрипящий дом и чудовищ, которые выглядят "как то, на что ты не обращаешь внимания".
Заклинание нелюбопытства, оммаж Джеку Вэнсу и его "Умирающей Земле". Для такого небольшого текста декорации сменяются слишком уж бурно, да и Гейман как-то слишком уж отважно взялся за описание темы, которую сам Джек Вэнс так и не показал, а именно конца Умирающей Земли. Мне рассказ почему-то напомнил другой его оммаж, только Лафферти, "Жар-птицу".
"И возрыдаю, словно Александр…", рассказ про разызобретателя. Вышло весьма забавно. По всей видимости Нил Гейман как и Стивен Кинг не очень любит смартфоны.
Абсолютный ноль часов. В придачу к шерлокиане добавилось хувианство, рассказ по мотивам вселенной Доктора Кто для тематического сборника. Я далека от этого культа. но мне понравилось. Считаю что изюминка рассказа это маски и "Который час?".
Жемчуга и алмазы: волшебная сказка, текст из сборника фотографий Аманды Палмер. Этому рассказу по атмосфере следовало бы находиться в двухтомнике Мать извела меня, папа сожрал меня. Стиль грязной Анджелы Картер с наркоманами, проститутками и плохим концом.
Возвращение Тонкого Белого Герцога (я убеждена в ошибке переводчика, и в том, что рассказ должен называться Возвращение Изможденного Белого Герцога). Рассказ про волшебного Дэвида Боуи, ни больше ни меньше.
В женском роде, письмо любви от статуи. Такое письмо могла бы написать горгулья из "Как ты думаешь, что я чувствую?", если бы обрела самостоятельную жизнь.
Дева и веретено. Снова настолько прелестный текст, что удостоился выхода в виде отдельной книги с иллюстрациями. Отличная феминистская история про Белоснежку и Спящую красавицу. (Сонные зомби это нечто, брррр).
Черный пес , названный жемчужиной сборника. Новая глава в истории Тени из "Американских богов". Нормально, но уж очень, о ч е н ь вторично по отношению к "Повелителю горной долины". Одни и те же лекала — суровая скалистая местность, гостиница, загадочная девушка, которая как твинпиксовская сова, не то чем кажется, схватка с чудовищем... Мы уже это проходили, мистер Гейман, и выучили урок с первого раза.
Кратко про стихи: как обычно неплохо, лучшим считаю "Ведите себя прилично!"
Подведем итоги. Этот сборник слишком уж богат на самоповторы и рассказы по мотивам других вселенных и других авторов. К тому же самые запоминающиеся вещи (по моему мнению) уже успели издаться в качестве отдельных произведений. Я бы рекомендовала его только для фанатов Нила Геймана.
P.S. И я действительно не понимаю причину, по которой в этом же сборнике не выпустили долгожданный "Как Маркиз вернул свой кафтан".
685