Рецензия на книгу
The Upright Thinkers: The Human Journey from Living in Trees to Understanding the Cosmos
Leonard Mlodinow
Аноним15 января 2016 г.Школьные годы чудесные… были совсем не чудесными. Как мне помнится, контрольная по физике вызывала мандраж у всего класса, как минимум за неделю. По поводу химии и ненавистной таблицы лучше не было: “И че нам с ней делать?”, а если еще и вызовут к доске задачку простую решать, то это просто ппц. А что касается истории: “В 10-11 классе будем учить только историю России, быстренько проскочим века так до 18, а там начнем углубляться, ведь ЕГЭ, деточки, только по этому”. И в итоге все обучение было нацелено либо на ЕГЭ, либо на мандраж от контрольной до контрольной. Единственное спасение для меня было - олимпиадные поблажки и побег в библиотеку со всех ненавистных уроков. Лишь только выпустившись из школы, и проведя около 6-8 месяцев в личной реабилитации, начал появляться интерес. Ко всему на свете.
Оставим лирическо-ностальгическое отступление и перейдем сразу к делу. Как же эта книга связана со школой? Вот читала и думала, будь у нас такой учитель и такая программа, вряд ли депрессуха и страх правили бы балом… Подходим к главному вопросу, так зачем же читать ее уже во взрослом возрасте?Первое - путешествие в века и наблюдение за развитием научной мысли. Замудренно получилось, намного мудреннее, чем автор сам бы объяснил, но, к счастью, более менее точно. Эта книга - настоящий портал не только в различные этапы истории, но и лупа, которая показывает, как мысль эволюционировала, как одна парадигма сменялась другой, и что из этого происходило.
Второе - хоть разговор и о таком серьезном предмете, наука, одно упоминание которого навевает скуку на большинство людей, “Прямоходящие мыслители” - это совсем не сухой учебник по истории науки. Это увлекательная “драма в трех частях”, как автор сам ее определили, с занимательным повествованием и отличным юмором. Пару цитат, чтобы вы поверили.
В одной серии экспериментов они исследовали дыхание – пытались разобраться, как наши легкие взаимодействуют с поступающим в них воздухом. Они поняли, что происходит нечто очень важное. В конце концов, если там не протекает некое взаимодействие, тогда мы тратим на дыхание уйму времени впустую, просто чтоб легкие занять в паузах между сигарами. Разбираясь в этом, они ставили опыты на мышах и птицах. Увидели, что у животных, помещенных в закупоренный сосуд, дыхание постепенно затрудняется, а потом и вовсе прекращается.
Что показали эксперименты Бойля? Очевиднейший вывод: Роберту Бойлю не годится поручать приглядывать за вашим питомцем.
Физик Ричард Фейнман (1918–1988) выразил эти чувства многих погруженных в себя ученых, написав книгу «Не все ли равно, что думают другие?»1. Ньютон не написал мемуаров, однако, случись такое, он, вероятно, назвал бы их «Надеюсь, я как следует вас достал» или, может, «Отвяжись от меня, болван».Третье, и наверное, одно из самых главных - благодарность и более глубокое понимание того, что просто убивало скукой в школе. Ведь нам дают уже отшлифованные теории, в историю науки мы никогда не погружаемся. Чистая абстракция. В этой же книге показана вся драма, вся комедия, все страдания, чтобы понять, например, что же такой атом.
После такого начала, не могу сдержать и приглашаю вас в свое личное путешествие по страницам этой замечательной книги.
Часть первая показывает нам Эволюцию человеческого мозга. Начинается история с нашего пра-пра-пра-пра-100 раз еще - пра предка. И потихоньку возвращается к нам, хомо сапиенсам. Откуда мы произошли? Что отличало нас от животных? Какими были и что делали первые люди? И не только их так называемый лайфстайл, но вплоть до внутреннего строения углубляется автор. Опять же, замечу, даже с такими детальностями, история получается супер. Радость и счастье от первых изобретений - огня и ножей. Общественная цепочка - собирательство - охота - оседлые образ жизни. И главная интрига - а зачем-то оседлость? Ведь по антропологическим данным, охота и собирательство были проще и менее энергоемкие, да к тому же диета у людей была лучше первых оседлых племен… Оказывается, культура и общество, а точнее стремление к обществу, постаралось.
Первый инструмент - попытка обуздать природу. Зачатки культуры - начало абстрактного мышления, которое крайне важно для науки. Начало общественного строя - начало цивилизации. И начало цивилизации - первые инструменты, которые сыграют решающую роль. К примеру, письменность. Хоть и применялась только для бюрократии, уже как-то наводила порядок. Или же математика, ее значимость для науки не буду говорить, тут и ежу понятно, но началось все это с торговли!
Вроде бы говорю сейчас такие избитые истины, которые знакомы нам с детства. Но дело ведь в том, что мы никогда не вдумываемся в них. А тут… Настолько логичная, красивая и увлекательная история получается, если копнуть чуть-чуть поглубже…Вторая часть рассказывает о Рождение Наук. Революция образования, где наконец-то появляются университеты. А знаете ли вы, что в первые поры университетов, если профессор был скучным и неинтересным для студентов, его могли выгнать? Или даже забросать камнями? Ах, были времена… Но даже несмотря на такой беспорядок, первые университеты сделали настоящую революции - ведь теперь все умы могли собраться в одном месте в одно время, а общество, как утверждает автор, важно даже для одиночек-ученых. Галлилей, который все-таки не сгорел, хоть и были конфликты с Инквизицией (не знаю почему, но всегда казалось, что именно такой конец), но зато страдал от сифилиса из-за своей пылкой любви к венецианским проститукам. Парацельс, вроде бы такой солидный начинатель фармацевтики, а был таким парнем-не-промах, дебоширом и пьяницей, что умер в 48 лет от того, что кто-то стукнул его камушкем по голове в темном переулке, слухи ходят из-за мести. Или же великий Ньютон, с очень-очень сложным детством и кучей психологических (а может и психиатрических) проблем, который убегал в науку, и ни с кем никогда не общался до тех пор, пока не достиг известности. А еще десятки историй других известных, и не таких известных имен.
Помню в школе были портреты и в учебниках, и на стенах. И все ученые были показаны, как идолы, смотрящие сверху вниз на тебя и на весь мир. И все они были на одно лицо. Но нет, в этой книге, ученые показаны как люди, совершенно обычные люди, чудаки, конечно, гениальные тоже, но простые смертные, а не скульптуры. И это подкупает.
Биологию и химию тоже не обошли стороной, но, к сожалению, всего лишь пару глав отведены им.И, наконец, третья часть. Самая непонятная и незнакомая из всех. Имена, которые почти не слышали в школе. Революция кванта. Все то, что знали, перевернуто с ног на голову. Самые настоящие войны и баталии показаны на самые разные топики, начиная с “А есть ли атом или его нет? А если есть, то как он там уживается?” А затем по квантам. И даже доказательствам тех или иных гипотез досталось сполна. И это только начало… Но и, к сожалению, конец книги.
Жалею ли о том, что прочитала книгу? Нисколечки. Так доступно все объяснено, правда в физике я до сих пор дуб-дубом. Уже почти неделю думала-гадала, а стоит ли моему брату это книгу дарить. Он и наукой увлекается, и школьник. После прочтения решила - стоит. Честно говоря, мне казалось, что именно такие книги должны быть добавлены в школьную программу, ведь они показывают глубину мысли, а не простые схемы-теории-диаграмы и зазубрите-формулу-детки-будет-вам-пятерочка. Жаль, конечно, что не поговорили ни об атомных реакторах, ни о ракетах. Но с другой стороны, третья часть больше по теоретической физике, а то идет уже прикладная. И вряд ли бы все это уместилось на 500 страницах, добавь автор еще историю инженерной мысли… С другой стороны, в книге почти 500 ссылок на различные материалы и другие книги. Добавила очень много интересных книг по теме именно благодаря им.
Еще один большой плюс книги - она вдохновляет. Не столько на то, чтобы все побежали и решили связать жизнь с квантовой физикой. Нет. Она показывает гениев как людей, которые ошибались, блудили в непонятных лесах, были подвержены психологическим проблемам, но все-таки достигли чего-то стоящего, иногда даже революционного. Не раз автор говорит о новаторстве. Так что любому, кто создает что-то новое, эта книга может помочь. Хотелось бы закончить это приключение цитатой из Эпилога о том, что наука - это не нечто далекое и отвлеченное. Каждый день каждый из нас хоть чуточку, но ученый.
Сама жизнь, особенно современная, ставит перед нами интеллектуальные задачи, подобные тем, какие решают ученые, даже если мы себя учеными не считаем. И потому из всех уроков, которые можно извлечь из этого приключения, вероятно, важнейшие – те, что явили нам нравы знаменитых ученых: гибкость и открытость мышления, терпение, недостаток привязанности к чужим убеждениям, способность менять свои взгляды – и веру, что ответы есть и мы можем их добыть.14300