Рецензия на книгу
Шестой дозор
Сергей Лукьяненко
Аноним15 января 2016 г.Эволюция Иного: Сергей Лукьяненко завершил историю «Дозоров»
Многолетние поклонники Сергея Лукьяненко будут разочарованы: на книжных полках страны появился новый роман из суперсерии про деятельность знаменитых «Дозоров» и, по всей видимости, последний – по крайней мере, литературная судьба главного героя, Высшего светлого Иного Антона Городецкого в нем точно исчерпывается. Как и большинство «сериальных» книг, «Шестой Дозор», несмотря на идейность и относительную увлекательность, значительно проигрывает по качеству своему уже далекому прародителю – «Ночному Дозору», а потому эту длительную битву добра и зла действительно пора было завершать, чтобы окончательно не скатиться в банальность.
Главной русское фэнтези потому и получило свой мощный титул, поскольку в нем, несмотря на магически-вампирский сюжет, отразились реалии российского общества, начиная с полутемных 90-х с ларьками, водкой и кожаными куртками и заканчивая полусветлыми двухтысячными. Иные, в том числе и Антон Городецкий, эволюционируют вместе со временем, вместе со средним российским гражданином наращивают материальное и духовное благополучие и меняют нравственные ориентиры. Если в «Ночном Дозоре» сюжет строится вокруг реальной помощи людям, которые не способны противостоять неведомым им силам, то в последующих книгах «Дозоры», в основном, решают свои корпоративные интересы: заключают договоры, пробиваются на недоступные слои Сумрака, добывают древние артефакты… Антон Городецкий обзаводится семьей и заметно успокаивается: в шестой книге уже можно встретить его благостные размышления о тех преимуществах, которые дает работа в Ночном Дозоре: бесплатное лечение, длительный отпуск, перелет к курорту за счет компании… Привлекательный социальный пакет, «Газпрому» и не снилось…
Впрочем, главный философский посыл серии – про вечную битву добра и зла, в шестой книге остается неизменным и базируется, конечно же, на ощущениях от того, что автор видит прямо перед собой – а вернее на телеэкране. Баланс сил вновь оказывается нарушен, причем зло активизировалось настолько, что Сумрак - главный регулятор планетарного порядка – решает уничтожить мир до его основания, дабы на останках ныне живущей цивилизации начать строительство абсолютно новой. Погибнуть должны не только Иные всех мастей, но и обычные люди и даже животные, а для того, чтобы это предотвратить, необходимо создать так называемый Шестой Дозор, куда могут войти далеко не все специалисты магических наук. Вот за этим увлекательным «кастингом» читатели и наблюдают на протяжении всей книги, периодически встречаясь с жутким в своей силе воплощением Двуединого бога Иных, который и ожил только для того, чтобы оставить от цветущей Земли выжженное поле.
Вполне очевидно, что идея о резком перевесе в сторону зла возникла у Лукьяненко под впечатлением от текущей политической ситуации: в книге можно найти массу намеков и прямых отсылок к гражданской войне на Украине, Майдану и прочим вызовам современности – автор интерпретирует их с точки зрения новой генерации патриотов, хотя и не придает особого развития своим размышлениям. «Когда я, уже бегло проглядывая энциклопедию Ороша, узнал, что вампиром был также и Иосиф Сталин, я едва не прослезился от восторга. Как жаль, что в российских либеральных СМИ не читали эту энциклопедию! Они бы на нее ссылались… Хотя как по мне – так в этих СМИ самые настоящие вампиры и собрались», - довольно забавно встречать подобные пассажи в книге про магов, не так ли? Пожалуй, «Шестой Дозор» можно было бы считать гораздо большей ценностью, если бы политические взгляды автора были тщательней завуалированы и поданы в подтексте…
Другой неприятный штришок, за который Лукьяненко злобно поругивали с самого момента появления «дозорной» серии – нескромное введение в художественный текст так называемой «джинсы», то есть неявной рекламы. Просто оцените ситуацию: Высшая Иная Светлана провожая в школу свою дочь, Абсолютную Иную Надю, замечает нечто странное, и это ее, несомненно, тревожит, но вместо того, чтобы разобраться в ситуации на месте или идти домой, чтобы посоветоваться с мужем, она заходит в крупный сетевой магазин и набивает покупками огромные пакеты. «Ну, могла бы предупредить, - упрекает ее Антон. – Съездили бы в магазин вместе» - «Увлеклась, - говорит Светлана. – Не собиралась так нагружаться. Проводила Надьку, а потом думаю – загляну в «Ашан»…» Житейская ситуация, никто ни о чем не догадается…
Исчерпанность «дозорной» темы – не только для читателей, но и для самого Лукьяненко - бросается в глаза с начальных страниц «Шестого Дозора»: от оригинальности первых книг серии не осталось и следа, диалоги персонажей скучны, банальны и натянуты, сама по себе идея спасения мира – истрепана до дыр. До кульминационной битвы с Двуединым, которая приходится на последние абзацы книги, сюжет ползет по страницам, как больная улитка, лишь изредка оживляясь короткими кровавыми сценами. Главные герои, в основном, занимаются дипломатией, обсуждают судьбу Вселенной и строят планы на конец света. В целом – увлекательно, но в отдельные моменты – невыносимо скучно.
«Шестой Дозор» может вызвать подлинный интерес разве что у убежденных поклонников Сергея Лукьяненко - хотя бы потому, что им будет приятно вновь встретиться с любимыми персонажами и увидеть их в развитии. Читателей, которые не знакомы с предыдущими томами магически-вампирской эпопеи, ее финал, скорее всего, не впечатлит. Проверить это, впрочем, очень легко: несомненные плюсы «Шестого Дозора» заключаются в его лаконичности и литературной простоте: автор пишет очень легким и доступным языком, что позволяет «глотать» огромные куски текста за один присест.164