Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Чучело

Владимир Железников

  • Аватар пользователя
    Аноним13 января 2016 г.

    Не верю.

    В своё время и я училась в школе и у нас были такие дети. Ну, как сказать "такие"? Когда стадо объединяется вместе и бьёт "козла отпущения" ради забавы. Когда оно изводит его, бравируя своей недосягаемость. Плюёт на стулья, всячески унижает, оставляет его портфель в мусорнике, швыряет через весь класс пенал "козла" , громко ржа над попытками его забрать, или перекидываясь пыльной тряпкой от доски со всей дури залепляет ею в лицо. Правила такой толпы: унизь- и будешь одобрен другими. Сильные унижают козла, а "гиены", надеющиеся на одобрение сильных, тихо шпыняют его и делают дрянные пакости, чтобы унизить и услышать похвалу в свой адрес. После уроков такому человеку назначают "стрелки" и, бьют его, окружив, чтобы никто не увидел. Когда выпадает снег, он становится любимым объектом прилетания снежков.
    А теперь представьте, что этот класс - один из самых сильных классов города, и внутри него ещё и есть сильная борьба за успеваемость между собой. И перевести из него, куда с таким трудом попал, родители не решаются год, два, три.... Три года ежедневных унижений и презрения...

    Когда я читала книжку, я просто смеялась в голос. Что сделали то с Ленкой? На неё обиделись и пару раз толкнули? Пару раз её гнали классом (играли в прятки, да), один раз пугнули чучелом медведя и и один раз чуть не сожгли платье. А сколько это длилось-то? НЕДЕЛЮ?!!! Конец этой недели - апогей всей книги,заканчивается надрывной нотой.
    И всё? Может быть я несправедлива и многие люди не видели и такой жестокости, но я была наслышана о книге, как о вопиющем случае постоянных унижений. Так вот. Случай в книге - невероятно СЛАБЫЙ пример такого. Она не передает всю глубину и трагедию ситуации даже на 30%

    Отойдём от этого. Пусть даже книга не оправдала моих ожиданий как книга о вопиющей жестокости школьников, будем объективны.

    • Очень насторожило то, как разговаривают школьники: используют слишком мудрёную речь для 11 лет. Более того, читая, допустим, диалоги Попова и Шмаковой, очень часто забывала, что это - дети. В "Убить пересмешника" очень чувствуется, что повествует именно ребёнок, здесь мне постоянно мерещились взрослые диалоги и приходилось напоминать себе, что это таки дети, им только 11 лет.
    • Очень странные взрослые. Дедушку я ещё могу понять. Но учительницу - нет. Почему Маргарита дала ПОЩЁЧИНУ ребёнку, за то, что он ей просто не сознался? Вы представляете себе, учителя, который дает пощёчины ученикам? Просто за то, что не получила ответа на вопрос? А не пустить в Москву из-за прогула ОДНОГО урока? Урезать поездку, на которую дети собирали МЕСЯЦ, зарабатывая САМОСТОЯТЕЛЬНО упорным трудом, и только из-за прогула одного урока сделать так много боли 36 ученикам? Ужасно.Но мне кажется, автор просто не нашёл другого повода лишить их поездки, поэтому выбрал этот.
    • Сколько действующих лиц-учеников в книге? Около десяти? А вы знаете, что их в классе было 36? А где остальные и какое участие они принимали в этом вопросе? Их не видно даже в качестве фона. Жаль. Потому что в большом классе есть гораздо больше сословий, всегда найдутся нейтралитетные дети, к которым можно примкнуть, а унижающей элиты обычно не больше 50%, но здесь унижают большинство.
    • Только после недели унижений (причём несильных!) слишком большой надрыв Лены. Не верю.
    • Конфликт даже не попытались замять. А могли бы. И все бы остались счастливы.
    • Дедушка Лены о-о-о-очень быстро расстался с картинами и домом, просто не борясь, не смотря на то, что это был весь смысл его жизни.

    В общем, эта книга не плохая, но для меня - не глубокая и немного абсурдная. Многим может понравится, я читала с возмущением. Нейтрально.

    15
    209