Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Штиллер

Макс Фриш

  • Аватар пользователя
    demiensmoke13 января 2016 г.

    Очень странная попытка сымитировать литературу.

    Вообще сказать, книга невероятно перегружена идеями, какими-то сентенциями, мнимым глубокомыслием и типичной модернистской образованностью, где автор пытается её вылить на тебя всю и сразу. Задел же прост, хотя и к нему довольно интересно подводят: человека не желающего быть собой задерживают на родине, де для выяснения отношений. И с этого момента перед нами начинает разыгрываться натуральная комедия: главный герой с удивительный упрямством начинает причитать всем и каждому о том что он не тот за кого они его принимают, начиная от тюремного начальства и вплоть до брата с бывшей женой. И делает он это без особого успеха, хотя читателя автор чуть ли не до последнего момента водит за нос на этот счёт.
    Что же привело к такому мальчишескому поведению, которое, впрочем, автор безо всякого стыда выставляет глубоко философской проблемой? И ответ подбирается соответствующий: благодаря жене. Не увиденной смертью вызвано такое расстройство, не душевной травмой. Женой. И на этом месте фарс набирает какой-то невероятный ход. Брак Фриш понимает вообще довольно странно: в книге прямо об этом не говорится, но похоже что не иначе как союз заключаемый на небесах и которому должно существовать до гроба и неважно в каком виде - иначе происходящее в книге теряет вообще всякий смысл. Все эти воспоминания из прошлого подаются в атмосфере такой драмы, каковой не видывали многие любовные романы XVIII века. Наш герой оказывается настолько глубок, что кажется невероятным что он вообще еще жив с такой гипертрофированной чувствительностью; юный Вертер деревенский чурбан рядом со Штиллером. Но и не отстаёт от него в этом жена, да и прочие персонажи, которые в своих духовных метаниях на почве опять же доходят до сущей истерии. На счастье писатель второстепенно вывел одного нормального человека в этой книге, тюремного охранника, которому Штиллер, высокомерно, от скуки морочит голову россказнями о своей жизни, на фоне которого хорошо видна реальная суть персонажей, а не то что они о себе и друг друге думают. И это отнюдь не благодаря авторскому умыслу.
    Вся же эта галиматья с думами и анализами межличностных взаимоотношений происходит с кучей отвлечённых и не очень рассуждений, с притчами, думами о родной Швейцарии (их не в меру много и они слишком выдают автора) и ярко выраженным интеллектуальным эксгибиционизмом, совершенно, в большинстве случаев неуместным.
    Одним словом, описание типичной буржуазной, гипертрофированно буржуазной среды без малейшей к ней критики. Чрезвычайно глупое и жалкое зрелище. После каждой страницы неизбежно умозаключение: -"С жиру бесятся".
    И напоследок, об имитации литературы автором. Это сквозит в каждой странице, попытка подражать своим кумирам (один Томас Манн упомянут в коротенькой книжице раза два), попытка выстроить, слепить, состряпать из чего можно и чего нельзя книгу (даже про коммунизм ввернул, и не раз, стервец), лишь бы доказать себе, очевидно крайне закомплексованному человеку, и людям, что и в Швейцарии может появиться талантливый писатель.

    6
    414