Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Лёд

Анна Каван

  • Аватар пользователя
    knjagna9 января 2016 г.

    Ледяной бред

    Внимание! Эта рецензия не претендует на звание объективного анализа и является моим эмоциональным откликом на прочитанное.

    В моем представлении сон – это нечто прекрасное и удивительное, даже кошмары и муторные серые видения представляются мне чудом, подарком, сделанным нам благосклонной природой, украшением жизни, которое нельзя отобрать даже в самые печальные или страшные времена. Сон – это особое пространство, со своей логикой, своими законами, и меня всегда восхищают те авторы, которые умеют перенести его на бумагу, конвертировать в слова и предложения образы совсем иного мира, не добавив им ненужной повседневной логики и не отказавшись от логики совсем. И поэтому же самое печальное читательское разочарование для меня – ситуация, когда обещанный сон оказывается самым обыкновенным бредом, как это случилось с романом «Лёд» Анны Каван.
    Ингредиенты этого бреда просты и бесхитростны: любовный треугольник из «всей такой неземной» героини, одержимого героя с невнятными данными и злодея, жестоко-драматичного правителя одной из безымянных стран повествования; чрезмерно простой, лишенный литературной красоты язык, рваная манера изложения, множество немотивированных действий и незначительных отрывистых диалогов. Чтобы результат казался еще необычнее и эфемернее из текста словно бы насильно изъяты все имена и топонимы, зато добавлена устрашающая ледяная катастрофа без начала и конца. Итог, по всей видимости, должен был меня восхитить или хотя бы впечатлить, но вызвал раздражение и скуку одновременно.
    Впрочем, мне бы следовало сказать спасибо этой странной книге за то, что я поняла о себе несколько вещей, на которые раньше не обращала внимания. Например, то, что я, оказывается, ужасно не люблю длинные муторные сцены, в которых происходит что-то невероятно глубокомысленное и скучное, скажем, автор в течение нескольких абзацев описывает, как не слишком психически вменяемые люди слушают пластинку с записью «песен» лемуров. Или то, что мне осточертели невменяемые, якобы тонко душевно организованные герои и особенно героини, по которым плачет психбольница. Что мне надоели описания душевных уродств, выдаваемых за особенную прелесть. Что я ненавижу немотивированную жестокость в книгах, если она не осуждается автором. Что я ужасно не люблю, когда у героев нет имен, потому что это словно бы лишает их индивидуальности. Персонажу, не имеющему имени, фантазия отказывается рисовать лицо. Проще говоря, мне почти отвратительны книги ни о чем.
    Иногда, правда, Анне Каван действительно удавалось заворожить меня. В те самые моменты, когда в книге появляется заявленный в названии лёд, текст впечатляет, хоть и неприятным образом. От него становится холодно и одиноко, как на пустыре в морозный солнечный день, такой ослепительный и лишенный каких бы то ни было деталей. Но, по большей части, в процессе чтения «Льда» я ничего не чувствовала и почти не задумывалась над текстом. Не потому, что не хотела. Не получалось. И в смысловом отношении (А был ли тут этот самый смысл?), и в эмоциональном я получила только пустоту. Да что там, если не кривить душой, я даже не могу сказать, что книга мною действительно прочитана. Если бы русский язык позволял такую формулировку, я бы сказала, что «прочитала её мимо» по аналогии с «прошла мимо», потому что это было очень похожее ощущение.
    Вероятно, книга совсем неплоха и действительно оригинальна. Возможно. Но для меня она оказалась настолько чужой и неприятной, что не воспринимается иначе, чем повествование о сломанной безвольной гадости. Когда она закончилась, я испытала глубокое облегчение. И, думается, распрощалась с ней навсегда.

    36
    916