Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Чтец

Бернхард Шлинк

  • Аватар пользователя
    Аноним5 января 2016 г.

    Об одном мальчике...

    О чём эта книга ? О том, как первая связь мальчика, переросшая в любовь, заполнила всю его жизнь. Недосказанность, загадочность, незавершенность, неконкретность сделали Михаеля на всю жизнь пленником Ханны.
    Любовь. Ханна, 36-летняя женщина, по факту совратила 14-летнего Михаеля Берга. Конечно, парень был не против, не взирая на 22-летнюю разницу в возрасте. Он полюбил Ханну как первую, полюбил за её женственность.


    "Много лет позднее я понял, что не мог отвести от неё глаз не из-за её фигуры, а из-за её движений и поз...Она не позировала, она не кокетничала. Я также не помню, чтобы она делала это в других случаях. Я помню, что её тело, её позы и движения иногда производили впечатление неуклюжести. Не то, чтобы она была такой тяжелой. Скорее, казалось, она уединялась в глубинах своего тела, предоставила его самому себе и его собственному, не нарушаемому никакими приказаниями головы спокойному ритму, и позабыла о внешнем мире. То же забвение окружающего мира было в её позах и движениях, когда она одевала чулки. Однако тут она не была неуклюжей, а напротив - плавной, грациозной, соблазнительной и соблазн этот находил выражение не в её груди, бёдрах и ногах, а в приглашении забыть внешний мир в глубинах её тела."

    "Она просто смотрела на меня. Её лицо ничего не просило, ничего не добивалось, ни в чём не заверяло и ничего не обещало. Оно предлагало себя."

    Загадочность Ханны, её принятие Михаеля не потому, что он ей необходим или что-то должен, а обыкновенное позволение быть рядом, её исчезновение без ответов и появление без вопросов, неожиданное дело по её поводу (не важно, думает мужчина о вас хорошо или плохо, главное - чтобы думал) сделало её женщиной всей жизни, единственной любимой.

    Безграмотность. Автору отлично удалось показать образ гордого безграмотного человека. Грамотному человеку, у которого нет ни близких с подобной проблемой, ни специальных познаний в этой области, поведение Ханны может показаться странным. На самом деле автор справился на пять. Думаете, пожилой папа, который всю жизнь был добытчиком, по какой-то другой причине отказывается учится работать с компьютером ? Поразмышляйте, и вы, скорее всего, вспомните другие примеры странного поведения знакомых из-за букета определённой безграмотности, гордости и чувства беспомощности или стыда. Оправдывает ли это поступки героини, делая книгу некорректной ? Нет. Ведь два пятилетних ребёнка с одинаковым развитием ведут себя по разному: один бьёт собаку палкой, а второй - нет. Это личный выбор. Хотя согласна:


    "Неграмотность - это духовное несовершеннолетие."

    Коллективная вина. В наше время люди не вспоминают о важнейших понятиях: чувство меры, коллективная вина, интеллектуальная честность и т.д. и т.п. Все мы части социума. То, кого мы поддерживаем и с кем связаны, накладывает определённую ответственность. Выбор работы, политиков, программ способствуют определённым движениям и тенденциям. Действия нашей семьи отражаются на нашей личной репутации, на внутреннем состоянии. Есть вина, переданная нам по наследству, нужно это осознать и пережить. Думать об этом слишком много пессимистично, а не думать - безответственно. Для немцев это был сложный период - осознать и пережить коллективную вину за кровь мировой войны, понять, что каждому делать в этой ситуации и как относиться к близким. О коллективной вине помнить стоит каждому и сегодня, спрашивать себя:"Мой личный выбор несёт разрушение или созидание ?" Только так можно избежать катастрофических последствий.
    Право. У дочери Михаеля было право на родительскую любовь и чувство защищённости. Решением не спасать свою семью он нарушил права своей дочери.
    Все помнят золотое правило:"Как хотите, чтобы поступали с вами, так поступайте и с другими." В этой книге есть правильное объяснение данного правила:


    "Но, что касается взрослых,- тут я решительно не вижу никакого оправдания тем случаям, когда одни люди ставят то, что они считают подходящим для других, выше того, что эти другие считают подходящим сами для себя."

    "...о человеке как о субъекте и о том, что его нельзя делать объектом."

    Экранизация. Фильм хорош, но зря не показали три вещи: 1) одевание чулков как чувственную центральную сцену; 2) разговор Михаеля с отцом, который объясняет его выбор; 3) что именно выписывала для чтения Ханна после обучения.
    Герой. Михаель начал с эмоционального предательства и закончил бегством от жизни и отказом от ответственности. Он так и не стал мужчиной.

    Книги, прочитанные Михаелем и Ханной в "Чтеце" Б. Шлинка

    22
    52