Рецензия на книгу
The Man of Property
John Galsworthy
Аноним31 декабря 2015 г.«Чем больше я вижу людей, тем больше убеждаюсь,
что не надо искать в них доброго или злого –
они скорее смешны или трогательны.
Но Вы, вероятно, не согласитесь со мной».Я долго думала, как бы обобщить свои впечатления о книге, и наконец выбрала: она очень умно написана. В ней нет ничего лишнего, она полна тонких намеков, своеобразной иронии. Она как маленькая изящная музыкальная шкатулка. Кому-то стиль автора может показаться сухим, но, на мой взгляд, он идеален. А своей иронией Голсуорси напомнил мне Курта Воннегута.
В романе представлены поколения семьи Форсайтов, членов которой отличает особое отношение к деньгам и зависящие от них ценности. Эти люди сделали себя и гордятся этим. Жизнь, во многом непредсказуемую и независимую, даже их эмоции и мечты в их глазах можно упорядочить только с точки зрения оценки и собственности. Вообще число употребления автором слова «собственность» и однокоренных ему впечатляет)
Мне понравилось, что при этом Голсуорси не ограничился раскрытием элемента собственности в персонажах, а у каждого нашел некие слабые (с точи зрения Форсайтов) качества, которые и показывают их человечность. В этой книге нет белого или черного. Например, старый Джолион, который всю жизнь воплощал в себе дух Форсайтов, а под конец познал горькое чувство одиночества и восстановил связь с родным сыном, с которым не общался 15 лет (и с которым порвал исходя опять же из форсайтовского понимания приличий). Джеймс, который любит своих детей и внуков, но часто не может найти для этого адекватное по форсайтовским понятиям выражение. Джун, которая сталкивается с тем, что иногда невозможно получить что-то, даже если ты безумно этого хочешь. Трудно не сочувствовать Сомсу, который следует всем необходимым для Форсайта ориентирам и при этом сам не пустышка, но все равно глубоко несчастен.
Собственности в книге противопоставлена красота. Красота, которую невозможно точно оценить и которой, увы для многих, невозможно обладать. Однако Голсуорси не был бы Голсуорси, если бы и здесь не представил иную сторону медали: искуство искусством, красота красотой, но они не могут существовать без собственников, таких вот форсайтов, которые покупают, проводят дальше, обсуждают, обеспечивают. Они посредники. Более того, в них есть то самое, коммерческая жилка, способности выживать в любых условиях. И это то, чего многие художники лишены, но явно хотели бы уметь. И хотя мне совершенно не близок образ Ирэн, я понимаю, почему автор изобразил ее так невнятно, как призрак: такой ее видят Форсайты. Для них она загадка, полностью лишенная логики и/или четкости. Что мне отдельно понравилось в книге, так это описания природы. Она словно захватывает в себя всех людей, включая Форсайтов, и даже они не могут скрыть того влияния, которое она на них оказывает. Смена погодных условий словно заменяет собой музыкальное сопровождение и позволяет немного заглянуть в эмоциональный мир героев.
Молодой Джолион Форсайт отмечает две черты Форсайтов: они ничему и никому не отдаются целиком и обладают ярким чувством собственности. Я бы добавила еще одну – удивительная способность избирательно смотреть на мир и закрывать глаза на том, чего, по их мнению, существовать не должно. Меня неприятно поразило, как семья обсуждала роман Ирэн и Босини, но не сделала ровно ничего, чтобы как-то облегчить ситуацию. Наоборот, они делали еще хуже. И этот своеобразное проявление такта, волнения, существующих лишь на словах, огорчает. Голсуорси удалось показать семью, члены которой одновременно и сплочены и удивительно далеки друг от друга.
Без сомнений, это одна из лучших книг, прочитанных мной в 2015 году.13319