Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Исповедь

Аврелий Августин

  • Аватар пользователя
    sq30 декабря 2015 г.

    Апология Августина

    Я не хотел писать отзыв, но почитал другие и вынужден теперь выступить немного в защиту Августина :)))
    Кажется, в богословии такая форма называется апологией.

    Все отзывы я не смог прочитать, но те, что прочитал, делятся на две категории:
    -- восторженные типа "Августин открыл мне путь к Богу";
    -- и хулительные вроде "Августин закрыл мне путь к Богу".

    Как говорил в таких случаях П.П.Шариков, "Не согласен я!"
    Продолжение, я думаю, все помнят.
    Ф.Ф.Преображенский: -- Позвольте спросить, с кем именно вы не согласны? С Энгельсом или с Каутским?
    Шариков: -- Да с обоими!

    Так вот, Бог тут вообще почти что ни при чём.

    Августин считается и является одним из основоположников современного научного метода. А научный метод невозможен без сомнений и скептицизма. Идея приближения "к той единственной Истине", о которой написала одна из участниц обсуждения, чужда науке.
    Основная заслуга Августина в том, что он дал церковной доктрине философское обоснование. До Августина вера была только эмоциональной. После -- к эмоциям добавилось стремление к рациональному знанию, которое было характерно для греков и остаётся присущим современной науке, в том числе и богословию.
    Если бы не Августин, богословие пошло бы совсем другим путём. Хорошо это было бы или плохо -- вопрос отдельный. (В данном контексте богословие мало интересно.)

    Но вот что совершенно точно и очень важно: и вся наука пошла бы другим путём!
    Фома Аквинский, Декарт, Галилей, Ньютон, Эйнштейн -- вот "продолжатели дела" Августина. Если бы не они, христианская цивилизация имела бы "научные достижения" китайцев, индусов, майя с ацтеками, а то и берберов с туарегами. Вот что главное-то!

    Книгу же эту читать практически невозможно, как и почти любую философскую работу, пусть даже и замаскированную под биографию. Ещё менее правомерно её считать руководством по поиску Бога. Это чистая философия. Чистейшая! Добавьте сюда ещё "О граде Божьем" -- и вы получите полный свод раннесредневековой философии. Но изучать философию по подобным "учебникам" я не посоветовал бы и врагу. Все творения средневековых философов -- развлечение не для слабонервных. (И не только средневековых, но их -- особенно.)

    Поэтому читать никому не советую. Достаточно уже того, что я помучился :)))

    Итого:
    -- книге я ставлю 0 баллов,
    -- автору -- 10;
    -- и получается то, что мы видим рядом с заголовком моего текста.

    7
    1,8K