Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Чучело

Владимир Железников

  • Аватар пользователя
    Аноним21 декабря 2015 г.

    здесь могут водиться спойлеры
    Отмечу несколько моментов, которые меня задели (в хорошем и плохом смысле).
    1. Идейность Железной Кнопки. Симпатии и антипатии ко всем остальным персонажам распределяются легко и быстро, а вот шестиклассница Миронова, она же Железная Кнопка, она же неформальный лидер класса - орешек твёрдый. Впечатляет сила её воли, перед которой пасуют и задиристые мальчишки, и даже учителя. Глубоко трогает финальная сцена, объясняющая, почему характер Кнопки сложился именно так, а не иначе, и какой глубокий внутренний конфликт скрывался за её "железностью". Поначалу привлекает к себе её стремление к справедливости, та самая идейность. Но причин для антипатии тоже немало, в сущности, без Мироновой просто не было бы всей этой истории о детской жестокости. Справедливость трансформируется в тиранство и поворачивается так, как девочке удобно. Казалось бы, если твой лозунг "совершил проступок - получи расплату!", то следует признать, что вы получили расплату за срыв урока совершенно справедливо, и тот, кто вас сдал, был прав. Иначе вы ушли бы от расплаты, что отнюдь не хорошо, да, Кнопка? Расплата тоже перерастает во что-то большее, в бессмысленную и бесконечную жестокость - это уже не единичная "расплата", это травля до победного конца. До прыжка в окно, например. И именно Кнопка ломает мягкий Димкин хребет, именно с её подачи он совершает подлость за подлостью. Миронова очевидный лидер, но предпочитает держаться в тени, пока другие хорохорятся и показывают, кто тут главный - тот же Димка просто смешон с его командирскими замашками, потому что одно слово Кнопки будет весомее всех его аргументов. Сложность этого персонажа увеличивается ещё и тем, что я узнаю в нём некоторые свои черты. В школьные годы я здорово умела бойкотировать, правда, мой-то бойкот был именно игнорированием, а не тем, что устраивают школьники в этой повести - нелогично совсем, сначала "бойкот!" и "для нас ты больше не существуешь", а потом гоняют её по улицам, бьют и травят. В общем, мне определённо нравится сила характера и харизма Мироновой, но совершенно не нравится, на что она их употребляет.

    2. Авторская подача. На мой взгляд, Железников здорово доносит свои идеи, ненавязчиво и через размышления, а не рубит в лоб афоризмами. Сам погибай, а товарища выручай, ага. Девочка, рассказывающая всю эту историю, в то же время пытается в ней разобраться, осмыслить произошедшее. Грустно, что она так беспощадна к себе, но, наверное, это может дать неплохие результаты. Интересно, как неожиданно созвучны дедушкино "и ты считаешь себя милосердной, потому что подлеца пожалела?" и идеология Железной Кнопки. Некоторые фразы - просто находки. "Он тогда ещё думал, что храбрый". Совсем замечательно, что дети могут вынести из "Чучела" простые, но полезные для становления истины: даже хороший человек, поступающий правильно, может попасть в беду, не всегда это заслуженное наказание; каждый может наделать ошибок, и если это не со зла, то человеку нужно дать шанс исправиться; даже если ошибки делаешь ты, это не означает, что ты плох.

    3. Финал. Я во всю повесть верю, а в финал - ни на грош. "На таких людей руку подняли!" - как же, как же. Раскаяние, да ещё и коллективное - это, конечно, дань хэппи-энду, и было бы просто ужасно, останься Миронова и компания торжествовать свою победу... но мне кажется, где-то в параллельной вселенной реализуются такие справедливые концовки.

    4. Дедушка. Тоже крайне неоднозначная фигура. Вроде бы умный, добрый, понимающий, любящий. Но внучку проморгал за своими картинами, кризиса не заметил, да ещё и ударил - девочку, ребёнка, отчаявшегося до предела. Здорово, что выбор он сделал всё-таки в пользу живого человека, а не мёртвых холстов.

    5. Бегство. Да, бегство - это выход. Иногда это самый лучший выход. И хотя Лена покидает поле боя победительницей, ещё более разумно покинуть его, если проиграл. Коллективная травля - жуткая вещь, от неё ребёнка надо спасать, а не требовать, чтобы он "дал сдачи" или "правильно себя поставил", или ещё что-нибудь столь же бессмысленное. Мне нравится, что автор не клеймит этот путь трусостью.

    С экранизацией познакомилась ещё в детстве, а теперь вот и до повести руки дошли. Сначала собиралась поставить на ползвёздочки меньше, но потом задумалась о том, какие есть неоднозначные персонажи в книге. Достойно высокой оценки.

    22
    245