Рецензия на книгу
Маскарад
Михаил Лермонтов
Atenais20 декабря 2015 г.Противоречивое впечатление остаётся от "Маскарада". Сюжет кажется немножко высосанным из пальца: если б у главного героя была скверная привычка выслушивать собеседников до конца, то и трагедии никакой бы не случилось.
Вообще Арбенин малосимпатичен. Это ведь абьюзер классический обыкновенный. Он воспринимает Нину исключительно как свою собственность и поэтому присваивает себе право распоряжаться её жизнью и смертью. Это ведь не убийство в состоянии аффекта. это продуманное "так не доставайся же ты никому". Но спишем это на издержки эпохи. Ведь монолог баронессы в начале второго действия справедлив: женщина - вещь, себе не принадлежит. Вот и Арбенин приобрёл себе такую вещь, чтобы любить и быть либимым (и пусть ещё радуется, что здесь в принципе предполагается любовь, а не только приданое и статус), вещь пришла в негодность - можно её выбросить и сломать окончательно. Мерзко, но в духе времени.
Вообще Арбенин - герой очень в духе времени, гордый романтический байронический персонаж. Хотя в нём больше претензии. чем действительной исключительности. О нём, правда, говорят, что это "гордый ум", но доказательств этого ума не приводится. И он, и Нина только сетуют на пошлый и глупый свет, но об отличиях их от остального света только остаётся догадываться. Арбенин- шулер, дон жуан, светский бездельник. Всё его положительное отличие только в том, что он осознают, что так жить нельзя, хоть по-другому жить не умеет. Но в этом пассивном эмоциональном протесте против мира-маскарада. мира людей-игроков без искренности, привязанностей, мира, полного ненужных условностей, пожалуй и состоит основная прелесть лермонтовской драмы. Это мир, в котором был вынужден существовать поэт, поэтому драма получилась личной и выстраданной5222