Рецензия на книгу
Красное и черное
Стендаль
NatalyaKalugina47418 декабря 2015 г.Я наверно первый раз пишу рецензию сразу по прочтении романа, поэтому заранее извиняюсь за некоторую эмоциональность, так как эмоции действительно переполняют и просто нет терпения ждать, когда они улягутся, а вместе с ними и те мысли, которыми хотелось бы поделиться. (Спойлерно)
Этот роман я хотела прочитать очень давно и однажды даже бралась, но отложила, то ли не хватило силы воли читать весь однобокий негатив клерикализма Стендаля, то ли быстро утомило многократное такое же одностороннее видение высшего света провинции (до Парижского я тогда добраться еще не успела), но роман меня притомил, но сейчас, собрав всю волю в кулак, я решила, что нет ничего невозможного и я справлюсь.
Это наверно первое произведение, прочитанное мной, в котором я совершенно однозначно не симпатизирую ни одному персонажу. Не могу сказать, что главный герой, как и его женщины, подобно Клайду Грифитсу вызывают желание вырвать сердце и скормить собакам, но чувство раздражение безусловно есть. И так Жюльен Сорель. Обычный юноша, сын плотника, красавец, талантлив, честолюбив, умен, что же в этом всем плохого? Даже честолюбие не порицается, нормальная черта юноши, трезво оценивающего себя и свои перспективы. Но в этой на первый взгляд простой натуре не все так просто – больное самолюбие, вот его беда. И вроде бы все начинается более менее понятно, логично и ты наблюдаешь как развивается персонаж, как он влюбляется, не смея насладиться любовью, потому что мечты уносят его порывы куда-то дальше от места счастья, наблюдаешь, как он учится и познает новые отношения с сокурсниками. Радуешься и сопереживаешь. Но потом, вдруг начинается какой-то сумбур, больное самолюбие заставляет его влюбиться, болезненно, глупо, необдуманно, он теряет ориентиры, цели, забывает о своих планах и все мысли только о спальне высокомерной избалованной дамочки, которая только и знает, что уязвлять его слабое место и он это как ни странно, понимает, где-то на задворках своего ученого ума. Это уже не тот юноша, умный, сильный, хитрый, если конечно я его изначально правильно понимала, это мальчишка, который ради своего больного «Я», даже не смог бороться не то что за свое славное будущее, которое видел в глупых мечтах, а даже за свою жизнь. Не вызывал он у меня никаких симпатий, ничего, даже жалости не было, особенно после суда, на котором он "последним словом" лишь излил свой малодушный яд неудачника и еще гордился этим.
Любовная линия романа тоже по-настоящему воспринимается только в первой части, далее какая-то пустая игра пустых бесчувственных персонажей. Девица, погрязшая в скуке и от скуки же придумала себе любовь и другая, мечущаяся между псевдолюбовью к Богу и своим любовником, в итоге погубившая второго, любовью к первому. Последние встречи пропитаны лицемерием неудавшегося убийцы своей как оказалось, единственно любимой и лицемерной особой, погубившей его, но все друг другу простившими и снова полюбившими друг друга.Все основные моменты романа слишком радикальны, не освещены хоть немного в нейтральном свете, это казалось навязчивым, особенно многократно повторяющимися разжеванными описаниями. Роман сам по себе не тяжелый, не легкий, роман нудный и вязкий, как болото с одной единственной настоящей идеей - цени, что рядом, не прыгай выше головы, особенно, если голова пустая, а то можешь ее и лишиться.
867