Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Зеленый рыцарь

Айрис Мёрдок

  • Аватар пользователя
    zverek_alyona17 декабря 2015 г.

    В центре истории - два брата (не по крови, один из них, старший, был усыновлен). Классическая ситуация, когда один ревнует другого к родителям и всю жизнь мстит ему за то, в чем тот, в общем-то и не виноват вовсе. Вплоть до того, что одной очень темной ночью привозит его в парк и пытается его там убить, но не убивает - вмешивается посторонний человек, который и получает фатальный удар битой по голове. Все считают, что незнакомец умер, но спустя несколько месяцев он объявляется и в качестве компенсации требует у несостоявшегося убийцы, чтобы тот познакомил его со своими друзьями и близкими - ибо сам он, по его словам, человек одинокий, и мечтает обрести семью. Дальше дело усложняется еще больше - еще и из-за того, что большая часть многочисленных действующих лиц этой странной истории предпочитают не говорить с друг другом о том, что их по-настоящему волнует, зато очень много думают - и, чаще всего, в неверном направлении.

    Книга написана в 1993 году, примерно тогда же происходит описанная в ней история (на что указывает упоминание объединенной Германии), но мне постоянно казалось, что действие происходит в 30-е годы того же столетия: из-за того, как герои говорят, думают и взаимодействуют друг с другом. Если бы не регулярное упоминание открывающих ноги юбок и автомобилей, то это вполне мог быть и век 19-й. Странным образом в процессе чтения постоянно вспоминались герои Достоевского: такие же душевные метания, нерешительность, страдания порой по довольно малозначительным поводам, брождение по городу "в поисках себя и смысла жизни" и хождение друг к другу с неожиданными и невнятными визитами. У некоторых персонажей слишком прагматичный и даже циничный взгляд на жизнь (но таких там... кхм, да всего один там такой), остальные же в разной степени, но все же слишком уж романтичные, а некоторые еще и экзальтированно романтичные, чтобы чувствовать себя в реальной жизни как в своей тарелке.

    Название книги - отсылка к средневековой поэме безымянного автора "Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь". Один из главных героев сравнивается с Зеленым Рыцарем, и многие думают, что ассоциация вызвана его любовью к зеленым цветам в одежде, но ближе к финалу выясняется, что параллели более серьезные. Не упрощает дело и тот факт, что кое-кто считает его святым или ангелом, кто-то видит в нем мага, кто-то - сумасшедшего, и так ли это - сложно сказать, автор ответа не дает. Скорее всего, это тот случай, когда ответ - в глазах смотрящего. Мне, как наблюдателю со стороны, увиделся в нем трикстер, потому что его неожиданное и почти театрально-драматическое появление в жизни многочисленных героев этой книги, так или иначе столкнуло их жизни с мертвой точки, заставив их перестать киснуть и метаться, и побуждая двинуться уже куда-нибудь, пусть даже в довольно неожиданном направлении.

    Это первый роман Айрис Мердок, который я прочла. Не скажу, что я в восторге, потому что меня всегда напрягает такое обилие беспомощных персонажей, но в целом впечатление положительное. Думаю, позднее попробую прочесть еще что-нибудь из ее книг.

    3
    182