Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Яма

Александр Куприн

  • Аватар пользователя
    ArinaAnna17 декабря 2015 г.

    Многие современники времен творчества А. Куприна, высказывали довольно иронические замечания по поводу повести. А иные, как например К. И. Чуковский (детский писатель, переводчик и литературовед) удостоил эту повесть исключительно отрицательным откликом: «Повесть Куприна есть пощёчина всему современному обществу… они <проститутки> гадки, но чем они гаже, тем больше позора для нас. Нечего спасать их, воскрешать; их нужно не спасать, а уничтожать. Нужно так перестроить наш общественный быт, чтобы для ямы в нём не было бы места».

    Чуковского можно понять, однако согласиться с ним, или принять его позицию относительно уничтожения проституток в прямом смысле этого слова, я не готова. Перестроить то, что существует не один десяток лет, и не одну эпоху идея хорошая, однако выполнима ли она, особенно в наше - то время, когда проституция занимает чуть ли не первое место в мире легких денег и обогащения? А ее корень зла, уже давным – давно затерялся среди эпох стародавнего времени еще до нашей эры. Но это далеко не значит, что стоит умалчивать или скрывать проблему, поработившую весь мир, угрожающую стать «ямой», пропастью, из который уже не выбраться. Да, «Яма» Куприна, особое произведение – жизнеописание проституток, пребывающих в царстве разврата и полного бесправия, - может восприняться читателем только отрицательно, но не потому, что речь идет о проститутках, их жалком и ничтожном существовании, а потому, что эта повесть открыто заявляет, что весь мир – это тоже яма, это бесконечный и грязный публичный дом, от которого нет спасения, в котором каждому так или иначе приходится продаваться и поступаться собственным «Я», и не столько ради того чтобы выжить, а скорее из уверенности в том, что это еще не самый худший выбор. Возможно, Куприну потребовалось все его мастерство слова, но он справился с главной идеей, донести до своего читателя и показать не грязную поверхность проблемы, а ее суть, задуматься, и быть может переоценить отношение к людям и явлениям, традиционно осуждаемым обществом.

    И еще несколько слов о героях.

    Они простые смертные, с чувствами, с желаниями, с потребностями. Это самые обыкновенные девушки, которых обстоятельства завели в жизненный тупик. Автор с неподдельным сочувствием рисует их быт, их отношения, женскую дружбу. Им еще свойственны мечты о лучшей жизни, они еще способны к переменам, они еще имеют право на свободу. Стоит только захотеть им… стоит только помочь им… Но, забрав девушку из публичного дома, нужно всегда помнить, что ее трансформация «из проститутки в человека» потребует времени, сил, энергии и дополнительных финансов. Благородному студенту, захотевшему помочь Любке – проститутке пришло такое понимание не сразу, и он уверился насколько поспешил…Его планы постепенно пошли на перекосяк, он не справился со своей похотью, с миссией учителя, и не предпринял ничего более разумного, кроме как вернуть ее обратно в публичный дом. Разбитая, обманутая и еще более униженная Люба, вернулась обратно в «яму», жалкую и отвратительную жизнь. Что ж, добрые порывы бывают тоже скоротечны, если нет воли и веры. И, несомненно, следует помнить и то, что «мы в ответе за тех, кого приручили».

    14
    55