Рецензия на книгу
Девочка-ворона
Эрик Аксл Сунд
Аноним14 декабря 2015 г.Педофил на педофиле педофилом погоняет. Такое - если очень коротко - впечатление складывается об этом романе. В нем, как и сказано в аннотации, две героини - Жанетт Чильберг и София Цеттерлунд. Обе занимаются растлением малолетних, точнее его последствиями, первая - коп, вторая - психолог. Этого растления в Стокгольме Аксла Сунда настолько много, что роман походит на трэш, хотя таковым все-таки не является. Две зрелые женщины, встретившись в этом городе педофилов, обретают друг друга. На фоне этой любви - истерзанные детские трупы, которые опера собирают собирают по городским трущобам, и мрачный бубнеж Виктории Бергман. Она - пациентка Софии и, конечно же, тоже жертва педофила. С этой Викторией связаны некоторые тайны, о чем станет известно читателю в начале, в середине, в конце книги. Сюжетно "Девочка-ворона" представляет последовательное раскрытие тайн Виктории Бергман. Она - романообразующий персонаж.
У авторов было два источника вдохновения. Первый - это педофобия, охватившая весь цивилизованный мир. Тут говорить особенно нечего. Когда, во-первых, дети не лгут, а, во-вторых, никакой судебной ответственности за сказанное не несут, получается некоторая асимметрия. Даже в России, где с этим поспокойнее, число дел каждый год увеличивается на треть. Понятно, что это преступление - одно из самых мерзостных, но и о презумпции невиновности не надо забывать. В эпоху интернета любой ребенок знает то, что наши отцы узнавали в средней школе, а прадеды - после свадьбы. Рассказать и показать этот ребенок тоже может что угодно. Лично я в детстве врал куда больше, чем сейчас.
Второй источник вдохновения - Завтра я иду убивать Ишмаэля Биха - воспоминания мальчика-солдата из Сьерра-Леоне. Сейчас есть такой модный жанр - роман-документ, который пишет - с помощью издательства - участник некоего события и на котором потом делают политику и деньги. Когда б вы знали из какого сора... Мы знаем. Делать книгу по мотивам медийных сюжетов и с медийными же интонациями - это не просто пошлость, это предательство - сейчас, когда литература все-таки отчетливо противостоит СМИ - взывая к разуму и остальному светлому.
Упоминается творчество трех людей с фамилией Ларссон. Стиг Ларссон (Stieg Larsson) стоит в романе на полке и служит явным - чтоб не цеплялись критики - образцом для подражания. Сходство действительно есть, кроме того, что "Слабость Виктории Бергман" - тоже трилогия. Сюжет довольно лихо закручен - а развязка все же более неожиданна, чем банальна. Драйва в романе много, он весь - драйв, а медийных клише, как и грязи-черноты, в Милленниуме тоже хватало. Второй Ларссон - тоже Стиг, но не Stieg, а Stig, - называется (похоже, не зря) плохим Ларссоном: он был замешан в педофильском скандале, написал в своей статье какую-то скабрезность о тринадцатилетних - о привлекательности их форм. Третий - Карл Ларссон, художник - на мой взгляд, неплохой, - любимый шведскими бюргерами. Вот эта его картина служит для авторов неким маркером латентной педофилии шведского среднего класса:
Картина - простая, смешная. Девочка - пупс. Неужели такое может доставлять? Авторы, похоже, нуждаются в помощи специалиста.
Про мальчика-солдата написано много и интересно: к десяти годам он уже потерял счет совершенным убийствам и изнасилованиям и очень, видите ли, сложно адаптировался в шведском обществе. Оказывается, такие дети - злые черные пионеры из ОРФ - навсегда утрачивают доверие к взрослым. Поэтому они плохо ведут себя в шведских школах: громко разговаривают, встают с места без спроса, не слушаются учителей. Здесь аномальны нормы, а не аномалии. Педофилов поймают, запрут. Насчет этого никто не беспокоится. Но насильник-головорез ходит в школу с нормальные шведскими детьми - и он будет ходить туда дальше, не один - так другой.
Еще пример - его психолог - София. Она вступает в интимную связь с женщиной. Гетеросексуальность обеих - мы к тому времени знаем их уже хорошо - сомнению не подвергалась, и тут раз: рука на коленке, поцелуй. Самое странное, что никто, кроме меня - читателя из дикой холодной страны - почти не удивляется: ни героини, ни авторы не рефлексируют по поводу этого перехода. Он вообще не воспринимается как переход. Границы стерты.
"Может, сексуальность не обязательно привязана к полу человека?" - думала она в растерянности. Возможно, все куда банальнее и главным является конкретная личность. А мужчина это или женщина, не имеет значения.Да конечно же!
Первичные половые признаки? Нет, не слышали.
В шведских детективах обычно нет зла. Преступник - жертва. С ним плохо обходились в детстве, поэтому он стал тем кем стал. Девочка убивает палкой птенцов не потому, что она плохая, а потому что отец имел с ней секс. Тот, в свою очередь, не виноват. Нечто похожее делал с ним его отец - дед девочки. Но ведь с чего-то все это должно было начаться? Был, наверное, некий первопедофил? Или нет?
То, что было три поколения назад, не интересно никому. Так же как не интересен и упадок шведского образования: авторы книги - более чем взрослые мужчины - не знают школьной физики:
Еще хуже обстоит дело с весом тела по пути вниз. Мчащийся со скоростью сто километров в час человек весит более двенадцати тонн.Так они описывают свободное падение - аттракцион. Раньше в школьных учебниках за среднюю массу тела брали 70 кг, сейчас не будет преувеличением взять и 90. Но даже при этом получаем 13g, что за пределами нормальных возможностей человека. Ну и, наверное, не даром аттракцион называется свободным падением: человек на нем просто падает и веса в процессе этого падения вообще не имеет. И да - 100 км/ч - это скорость при свободном падении с сорока примерно метров, то есть цифра для аттракциона очень правдоподобная: авторы явно что-то слышали или читали, но как-то не поняли.
София - психолог - часто использует выражение настоящие люди - в отношении несовершеннолетнего эмигранта-убийцы из Сьеры-Леоны и каких-то трущобных проституток - в противовес людям ненастоящим: поп-звезде с неудавшейся карьерой, топ-менеджеров, которых она консультирует, и прочих обыкновенных, работающих шведов. Иногда хочется сказать Софии, что настоящих людей здесь нет, что они - в других детективах. Но не получается. Есть ведь инспектор Жанетт, есть сама София. Обе симпатичные, обе вызывают сочувствие. Они настоящие героини - авторы сделали их, а значит и талант есть, и роман - на удивление - очень читабелен. Я уже говорил об этом. Несмотря на все эти медийные кошмарики, книге можно поставить высший бал по шкале увлекательности. Словам на обложке про "бестселлер в 35 странах" я верю охотно. Могу добавить, что книга станет бестселлером в любой приличной читающей стране, где увидит свет, потому что захватывает абсолютно, даже если и не оставляет после себя почти ничего.
14184