Рецензия на книгу
Титан
Теодор Драйзер
nik58385 декабря 2015 г."Впереди всегда остается что-то недосягаемое, вечный соблазн и вечная неудовлетворенность."
"Титан" - вторая часть «Трилогии желания» Теодора Драйзера. Начну с того, что это произведение содержит в себе множество психологических образов, типов людей Америки 19 века, благодаря чему передает все контрасты общественных взаимоотношений и проблем этого столетия. В "Титане" нет уже столь крутых поворотов в карьере Каупервуда, здесь он плавно растет и возвышается над обществом, своими врагами, причем как материально, так и духовно.
Человек должен сам строить свою жизнь, делать себе карьеру, иначе его удел — унылое и безрадостное существование на задворках чужого успеха.Но, зато здесь уделено пристальное внимание любовной линии, где Каупервуд пытается найти себя. В романе он приходит к пониманию многих истин, связанных с любовью, отношениями и самими женщинами. Фрэнк, разгадав женщин, пресыщается ими, что заставляет его искать и искать ту самую загадку, которая не оставит его равнодушным.
Все женщины нерешительны, боязливы, странно противоречивы и непоследовательны в своих поступках, а порой — даже в самых сокровенных своих желаниях. Чтобы одержать над ними победу, иной раз нужно проявить железное упорство.
Но все это происходит до тех пор, пока он не встречает девушку - Беренис, которая восхищает его своей внутренней силой, взглядом на общество и загадкой, непредсказуемостью, таящейся в этой молодой особе.
Искусство - еще одна страсть Фрэнка, в которой он находит то, чего ему не хватает в обычном мире - гениальности и таинств.
Роман выводит наружу все пороки общества: взяточничество, ограниченность моральными нормами, глупость и неспособность мыслить. Общество не может принять успехи Каупервуда.
Но и тут рано или поздно неизбежно наступает равновесие, когда массы подчиняют себе отдельную личность или отдельная личность — массы… на какой-то срок. Ибо океан вечно кипит, вечно движется. Тем временем рождаются на свет социальные понятия, слова, выражающие потребность в равновесии. Право, справедливость, истина, нравственность, чистота души и честность ума — все они гласят одно: равновесие должно быть достигнуто. Сильный не должен быть слишком силен, слабый — слишком слаб. Но ведь прежде чем прийти в равновесие, чаши весов должны колебаться! Нирвана! Нирвана! Конечный покой, равновесие.Под конец романа перед читателем предстает как раз эта борьба за равновесие. Борьба Титана и объединившихся мелких сошек, под руководством врагов Каупервуда. Важно отметить, что главный герой считает простых людей - пешками в исполнении своих грандиозных планов и мало кого ставит рядом с собой.
В этой части трилогии нет уже столь бурного изменения героя, деньги становятся фундаментом его жизни. Кто-то может осудить это, но жизнь довольно скучна без битв, сражений и интриг в борьбе за превосходство, где Фрэнк показывает удивительную стойкость и несгибаемость характера, он борется всеми путями и до конца, никогда не принимая поражений.
Хватит. Мы хотим достичь или умереть!» И умрем? Или будем жить?Мне показалось интересным, что каждое произведение Драйзера преисполнено натурального реализма и позволяет читателю проникнуть внутрь многих систем, понять как работает механизм партий и выборов, законодательное собрание, пресса, губернатор, казначейство и суд(в финансисте). Это делает роман очень актуальным в 21 веке, поскольку данные системы совсем не изменились, лишь только появились новые схемы их "работы".
В этом произведении Каупервуд становится холодным Титаном в финансах, борьбе, при этом оставаясь чувственным мальчишкой в любви и сохраняя страсть к подлинному искусству. Наверное, любовь и искусство - это то, что дает ему силы сражаться изо дня в день, то, что он строит на своем фундаменте под названием капитал.
563