Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в 22 томах. Том XIII. Воскресение

Л. Н. Толстой

  • Аватар пользователя
    Аноним2 декабря 2015 г.

    "Воскресение" Толстого я взяла в библиотеке в тот же день, когда пошла сдавать "Братьев Карамазовых". Последние были у меня в обязательном личном списке, а Толстой - обязателен по флэшмобу. "Вечные спутники", "они всегда бессмысленно рядом", и вот в своих читательских планах я думала сравнить их последние книги, итоги их творческого пути. Эту затею можно считать провалившейся, так как черту под ними проводить мне еще рано, а то, кто из них "свой" мне давно известно.

    Читая "Воскресение", я ловила себя на мысли, что, пожалуй, слишком молода для этого. Нет, книга, безусловно, не прошла впустую, но не оказала того воздействия, которое, возможно, могла бы оказать. Меня не тянет груз былых ошибок, мне не о чем сколько-нибудь серьезном в своей жизни сожалеть (разве что о времени, тратящемся часто впустую, но песня совсем не о том), я не потеряла себя "настоящую", не совершала поступков, из-за которых сейчас страдаю или расплачиваются другие, мне не от чего "воскресать". Хотя, может важно читать такие истории сейчас, чтобы встав однажды утром, не захотелось плюнуть в свое отражение...

    Мне хочется отметить натурализм Толстого. Он не пишет, чтобы было красиво, он пишет безжалостно. Вот главная героиня - женщина хорошая, изначально набожная, светлая и проч. и проч. Но как же далека продажная женщина Катюша Маслова, начавшая выпивать, клянчить деньги, пользующаяся своей красотой, получающая удовольствие от того, что зовется "полюбиться с мужичком", от чистой и невинной даже в своем падении Сони Мармеладовой, (о которой Набоков говорил, что не поверит в ее образ, пока не увидит ее "в действии") может, только у Ф.М. только и возможной... А вот образ Масловой весьма правдоподобен.
    Толстой в очередной раз повлиял на мое восприятие женской красоты. Кто помнит как он описывал печи Элен? Как же он описывал красивые полные мраморные плечи Элен! Больше пяти лет прошло, а с тех пор и по сей день у меня это один из важных критериев оценки женской красоты. Вторая любимая часть тела. Большие бараньи глаза Марьи Павловной, высокая грудь и стать Катерины также врезаются в сознание при прочтении "Воскресения"

    Сюжет романа развивается посредством двух линий: судьба Катюши Масловой и история нравственных изменений в Нехлюдове. Эти сюжетные линии переплетаются. Даже можно сказать, что нравственная эволюция коснется и Масловой. Благодаря Нехлюдову ее поместят к политическим преступникам; Симонс, Марья Павловна и др., чьи жизни направлены на общее благо, на отказ от эгоистических стремлений, как заметит Катерина, сделают ее саму лучше.

    Субъективизм Толстого очень явственен. Его личное отношение к той или иной группе оказывает прямое воздействие на то, как он ее изображает. Те же революционеры представлены народниками и либералами, социал-демократами. Если к первым автор относится с сочувствием, вторых показывает как людей с «безграничной самоуверенностью» и стремлением «первенствовать перед людьми», даже безнравственных. Я как приверженец социал-демократических взглядов, конечно, со взглядом Толстого не согласна.

    Так в чем же лично для меня польза от "Воскресения"? Этот роман дает пищу для ума. Неоднозначные соображения Толстого о правосудии, барьере между крестьянином и хозяином, смертной казни(удивительно, он находит ее более разумной, чем тюремное заключение), преступности права собственности на землю (еще удивительнее, он почти перетянул меня на свою сторону) - все это обдумывалось и будет еще не раз передумываться.
    Что касается концовки, такого развития событий я не ожидала. По-моему Толстой легко выкрутился, вырулил и сильно упростил положение главного героя.

    16
    211