Рецензия на книгу
Эвмесвиль
Эрнст Юнгер
Аноним1 декабря 2015 г."Эвмесвиль" - философский роман о взаимоотношениях интеллектуалов и власти, о связи человека и истории после "конца истории" (человек в условиях постистории), опирающийся на идеи Ф. Ницше, О. Шпенглера, К. Шмитта, Ф. Гёльдерлина.
В центре повествования анарх (как называет себя герой), историк Мартин (Мануэль) Венатор. Он работает барменом на касбе, параллельно занимается научными изысканиями и служит чиновником у тирана Кондора. По сути Эвмесвиль - место, где происходит всё основное действие, - уголок высокоразвитого общества, которое возникло на руинах закатившейся (как описывает Венатор современный мир: "На смену национальным войнам пришли войны гражданские. Выравнивание в глобальных масштабах, сначала еще под предлогом заботы о национальных интересах, привело к мировой гражданской войне, к ее нарастающей эскалации. У нас это позади. Мы теперь лишь играем в это, повторяя игру, как во сне, снова и снова, потому что ничего лучшего нам в голову не приходит, — но также потому, что некоторые, пусть и поодиночке, ведут себя выжидающе.") империи. И учителя героя и Кондор со свитой напоминают этаких ницшеанских сверхлюдей, которых мы помним по "Гелиополю" (в конце которого прилетел пилот с другой планеты, чтобы забрать основного героя повествования). Венатор описывает вполне удобный комфортный мир (правда, о людях вне "Эвмесвиля" говорится мало, есть информация, что в катакомбах могут жить обычные люди, не принадлежащие к элите). Зачем же тогда ему противостоять власти? Как сам герой пишет:
Итак, зачем мне трепыхаться? Моя безопасность таких усилий не требует. Наоборот — я нахожу, что только опасность и делает здешнее существование сносным. Поэтому здесь и процветают наркозависимость, преступность, всевозможные лотереи. Скорее я выйду из игры, когда заскучаю, а не когда почую опасность. Если я и доиграю до конца эту партию на стороне Кондора, то поступлю так не в силу своей ленной зависимости, и не из чувства преданности, и уж, конечно, не из-за партийной принадлежности. Это скорее вопрос собственной внутренней чистоплотности. Поэтому в эндшпиле я всегда становлюсь надежнее.
Смену власти я рассматриваю как интермеццо: две властные группировки, которые обе представляются мне неудовлетворительными, борются между собой. А я тем временем наслаждаюсь паузой, отчетливее высвечивающий тот факт, что жизнь моя вообще является сплошной паузой. Живя там, наверху, как Робинзон на острове, я не стану более свободным, чем был, когда обслуживал гостей в ночном баре. И как преступник я не в большей степени господин самому себе, чем я же, но как историк. Просто благодаря преступлению все становится более осязаемым. Внутренняя свобода демонстрируется.
То есть он пытается оживить этот мир, сделать его более "осязаемым", свободным вовне. Это как раз в духе анарха, которого герой дистанцирует от анархиста. Анарх - это по сути и есть свободный сверхчеловек, с высоким уровнем самосознания, который имеет память (история, Виго), воображение (поэзия, Тоферн) и мысль (рацио, философия, Бруно). Но вместе с гниющим Левиафаном суждено сгинуть и его летописцу, историку ("нашему Ксенофонту") Венатору.
241,7K