Рецензия на книгу
Осень Средневековья
Йохан Хёйзинга
takatalvi30 ноября 2015 г.Всякое время оставляет после себя гораздо больше следов своих страданий, чем своего счастья.Как-то на лекциях мы коснулись Хейзинги, и преподаватель рассказала нам трогательную историю о том, как во времена ее студенчества в городе впервые появилась его «Осень Средневековья» (в библиотеке, конечно, а не в магазинах), и чтобы получить возможность прочитать заветную книгу, нужно было дожидаться полгода, такая большая была очередь. Дождавшийся и прочитавший считался счастливцем.
Меня же творчество Хейзинги как-то не заинтересовало (основная идея «Человека играющего» насторожила), однако когда я в магазине ткнулась носом в этот объемистый том, и в памяти всплыл рассказ преподавателя, сил удержаться не достало. И хорошо!
Хейзинга задумал описать Средневековье в период своей зрелости, ровнехонько перед тем, как оно начало отживать свое, хотя и нельзя точно сказать, когда это случилось; под его пером возникают быт и нравы того времени, не столько с исторической точки зрения, сколько с духовной – это не перечисление фактов, а попытка заглянуть в мир средневекового человека – короля, бедняка, церковника, рыцаря. Для этого приводятся разнообразные примеры из литературы (описывающие зачастую очень забавные и любопытные ситуации), много стихов и песен, предметов искусства и – фантастика! – здравого смысла. Отталкиваясь не от исторических причин и следствий, а представлений обычного человека своего времени, Хейзинга умудряется показать эпоху так глубоко, как не способен ни один исторический труд, перенасыщенный фактами. О многом, конечно, приходится лишь гадать, предполагать, как и всегда, когда речь заходит о давно прошедших временах, но автор вполне это признает, что лишний раз делает ему честь.
А еще у него потрясающий стиль изложения. Простой, но емкий, насыщенный, азартный и в то же время теплый – сразу заметно, что человек увлечен взятой темой, погружен в нее до предела, хотя и без фанатизма. Впрочем, выделяются кое-какие моменты, например, зачарованное прямо-таки отношение к ван Эйку и мертвая хватка, с которой автор вцепился в «Роман о Розе», но, поскольку помимо этого упоминается множество других людей и их работ, иллюстрирующих свое время, упрекнуть в этом язык не повернется. Материал, предоставленный книгой, действительно большой. Хотя, хочется еще сказать, что призраки «Человека играющего» тут таки витают. Но это не страшно, вполне к месту.
И отдельное спасибо издателям: оформление книги отличное – как снаружи (так и просится сразу на полку), так и внутри, количество комментариев, очень, кстати, подробных – головокружительно.
В общем, книга со всех сторон оставила самое приятное впечатление. Всем интересующимся историей, а, особенно, означено эпохой, настойчиво рекомендуется!
30418