Рецензия на книгу
Trigger Warning: Short Fictions and Disturbances
Neil Gaiman
Аноним29 ноября 2015 г.Рассказы Геймана - да и почти любые сборники рассказов и антологии, будем честны - были и остаются для меня гаррипоттеровскими драже "Берти Боттс". Нет, там есть вполне нормальные вкусы - апельсин, скажем, или шоколад, или мята, но иногда попадается шпинат, или почки, или требуха, а Джордж уверяет, что ему как-то досталась конфета со вкусом соплей. Справедливости ради, до сравнений с муконазальными секрециями именно Гейману далековато, но неровность, неоднозначность впечатлений при этом остается наиболее характерным послевкусием.
К слову об апельсинах, первым строго положительным явлением для меня стал "Orange" - дурашливый, несомненно, и в первую очередь комический рассказ, где проблемы взросления поданы через сай-файную призму, а сама история - через перечень ответов на остающиеся за кадром вопросы загадочного следователя. Потом неожиданно порадовался фанфику по "Доктору Кто": страшноватый и самостоятельный, "Nothing O'Clock" напомнил мне о неповторимой timey-wimey-атмосфере культового бибисишного продукта и недвусмысленно пихнул в сторону ждущих своей очереди новых сезонов. Под занавес же, как и в сборнике десятилетней давности "Fragile Things", Нил припас еще один кусочек хроники, начатой "Американскими богами": теперь Тень оказывается в английской, а не шотландской глубинке, и сталкивается, помимо воплощения древних верований, с типичной сельской драмой на современный лад. Рассказ потрясающе выстроен и его обязательно нужно перечитывать: даже самая первая фраза, "It was raining cats and dogs" - уже нехилый foreshadowing (у нас, кстати, есть в литературоведении адекватный аналог сего термина? А то я немножко нубло).
Остальные драже на языке не то чтобы растаяли: что-то понравилось больше, что-то меньше. При всем литературном таланте Геймана, мне все-таки порой кажется, что его рассказам не всегда хватает огня, что их внутренняя идея тлеет угольком, не способным зажечь в читателе яркие впечатления и пылкий интерес. Ну и стишочки эти его - я, допустим, признаю право на существование "стихов без рифмы", но у Нила я зачастую и ритма никакого не вижу, и это как-то совсем в недоумении оставляет: просто шмат текста, рэндомно разбитый на строчки. Может быть, стоит отыскать и послушать авторскую начитку этого безобразия.
the lunar labyrinth - 5
the thing about cassandra - 7
down to a sunless sea - 6
“the truth is a cave in the black mountains...” - 7
adventure story - 6
orange - 8
a calendar of tales - 5
the case of death and honey - 7
the man who forgot ray bradbury - 5
jerusalem - 5
click-clack the rattlebag - 5
an invocation of incuriosity - 7
“and weep, like alexander” - 7
nothing o’clock - 8
diamonds and pearls: a fairy tale - 4
the return of the thin white duke - 5
feminine endings - 7
the sleeper and the spindle - 7
black dog - 8898