Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Полубрат

Ларс Сааби Кристенсен

  • Аватар пользователя
    Аноним22 ноября 2015 г.

    Ох, это было сильно. Несколько дней запойного, тягучего чтения очень плотного, насыщенного героями, событиями, хитросплетениями судеб, нелепыми случайностями и целой вереницей несчастий романа. Этакая сага о жизни, типично скандинавская, конкретно-безысходная, во многом недосказанная. Представьте - 760 страниц текста сплошняком. Диалоги есть, но они идут в строчку, без отступов, так что на странице единственное разделение - на абзацы. Минимум пустого места. Максимум текста, максимум слов, максимум букв, в которых так легко потеряться и увязнуть, тем более, что книга действительно непростая, но я увязала иначе - в самой истории, в каждом из героев, таком живом и одновременно похожим на незаконченный рисунок, в каждой ниточке повествования, такой же неоконченной и оставляющей уйму вопросов, в каждой моей догадке касаемо каждой истории. И кажется, что отпустит меня не скоро - ведь мало того, что не каждого героя мне удалось раскусить, о ком-то надо еще подумать и обмозговать варианты, а вот последняя фраза совсем поставила меня в тупик. Что - "все это"? О чем речь? Я честно в тупике, да, варианты есть, но все они кажутся не теми, что есть на самом деле.
    Эта книга - один большой флэшбэк. Один из двух братьев - Барнум, взрослый мужчина, сценарист, получает известие о том, что его сводный брат, Фред, вернулся. И вот мы погружаемся в прошлое, в тот момент, когда в квартире живут три женщины - старшая Пра, ее дочь Болетта и ее дочь Вера. 8 мая 1945, тот самый день, когда все начали праздновать завершение страшных лет. Для этой семьи этот день одновременно становится трагедией и отправной точкой для вообще всей этой истории - Вера отправляется на чердак и девятипалый незнакомец, лица которого она не видит, насилует ее. Вера беременеет, надолго замолкает, ее мать и бабушка сходят с ума, а потом на свет появляется Фред. А потом, уже от существующего отца появляется Барнум. Два брата по матери? Две половинки? Полубрат-Фред, отец которого - загадка? Или полубрат-Барнум, не вышедший росточком и всегда находящийся в тени брата? Вопросы, вопросы, эта история оставляет уйму вопросов и еще большую уйму места для размышлений и обсуждений и построения различных теорий. Вот такая история - три женщины, муж младшей женщины и отец одного из братьев и еще один брат. И кажется, что все совсем не так, как кажется. И намеки автора о десятом пальце, и история Пра о муже, и брак Болетты, от которого появилась Вера, и сама Вера, до победного носящая молчание о той истории на чердаке, и Арнольд Нильсен с тайной о том, где же он был в промежуток от цирка до появления на шикарной машине рядом с Вериным домом и где же он был, когда уезжал на несколько дней на работу, и Фред-сам себе на уме, и Барнум-одиночка, и домоуправ Банг, и Рахиль, и Вивиан с Педером, и Томас и черт подери, если говорить о каждой линии отдельно - а каждая история каждого персонажа стоит того, чтобы о ней рассказать, обсудить ее, выдвинуть на какое-то время на первый план, в свет софитов, то явно получится не меньше трети реального объема "Полубрата", а если еще и задаться вопросами про каждого - из разряда "Кто же сказал правду на тему аварии" или "Почему марочник сделал то, что сделал" - то количество размышлений доберется до половины объема.
    Я не буду этим заниматься, и так уже понаписала уйму всего бессмысленного, но поток мыслей не останавливается и молчать ну совершенно невозможно. Я уже говорила, но повторюсь еще раз - ни один персонаж этой книги не оказался завершенным окончательно. История каждого либо начинается с загадки, либо заканчивается ею. Автор не рассказывает нам всего, он оставляет читателю возможность подумать. Выступить редактором сценария и добавить в историю чуть больше позитива или еще щепотку негатива. Кажется, к этой книге не плохо бы было иметь книжицу из серии "Готовые домашние задания", где автор бы раскрыл все карты своей задумки. С другой стороны, наверное, не хотела бы я прочитать такое ГДЗ, приятнее иметь место для маневра.
    Не совсем понравилась современная линия со сценариями, метафора (или как это назвать) понятна - ни один сценарий не вырос в фильм, так же, как не одна жизнь не получила своей отгадки. Но не хватило мне той мрачной уютности, что веяла от истории прошлого.
    И да, это очень мрачная книга. И она мрачная не потому, что автор что-то специально нагнетает или еще что. И в книге даже уделено прилично времени вопросам смеха, представляете? Только вот характеры, судьбы, совпадения, решения перекрывают тот мизер светлого, что можно было бы найти в книге. Поэтому мрачно. Тленно. Безысходно. Душераздирающе. Мощно.
    Пы.Сы. Не представляю, как "Полубрата" можно читать в электронке и безумно рада быть обладателем увесистого томика на полке. И, наверное, буду перечитывать. Явно не скоро, но вернусь в эту историю.

    14
    145