Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Шрам

Чайна Мьевиль

  • Аватар пользователя
    Аноним22 ноября 2015 г.

    Единственное впечатление от прочитанного: "Читала без отвращения!" - вероятно не совсем то, чего ожидает восхищенное большинство читателей, что с каждым новым увеличивают армию поклонников Чайны Мьевиля. В свою защиту могу лишь сказать ,что не люблю фантастику и фэнтези как жанр в целом и урбанистическое постапокалиптическое фэнтези в частности.
    Можно воспринимать события произведения как аллегорию стремления человека переступить черту ,познать запретный плод ,предвосхитить ключевые события собственной жизни, тем самым приблизившись к коде. Шрам - квинтэссенция наших устремлений, Адамово яблоко ,он манит к себе, однако на деле оказывается непредсказуемой черной дырой с миллионами инвариантов, не секунды не приближая к истине. Время стоит перед нами неприступной стеной, мы взбираемся по крутому склону секунд, дабы сорваться в бездну.
    Нью-Корбюзон ,из которого сбежала на корабле времени Беллис Хладовин, уголок затишья, тот устроенный, буржуазный, несколько замшелый, но "милый сердцу" городок, где миропорядок утвержден столькими уставами и предписаниями, что ты ощущаешь себя четко подогнанной деталью в механизме жизни. Но если ты сломался и на тебя пало подозрение ,что ты мешаешь работе других деталей - тогда беги. Основной способ существование в этой реалии - конформизм.
    Все же отщепенцы попадают на новые земли, контролируемые пиратами , то бишь нонконформистами. Совершенно естественно, что люди неустроенные ,оторванные от родной земли ,сформировавшие столь разношерстную, лоскутную культуру, как в свое время ,американцы ,ищут новые способы существования и познания действительности.
    Интересной здесь является мысль о киборгах, полулюдях-полузверях и механизированных ,синтетических организмах. Здесь помимо первоначального разделения, предоставленного от рождения в качестве данности, существует альтернативный выбор. И действительно ,странно ограничиваться возможностью гендерного выбора ,всегда занимал о вопрос о желании человека преобразоваться в животное. Существует же где-то в Америке некий гражданин ,чье мироощущение и вкусы совпадают с жирафьими. Конечно, абсурд ,но в каждой шутке, как известно, есть доля шутки.
    В остальном же произведение даже не пробудило мыслительный процесс. Героиня , несмотря на то ,что не была облечена в телесность, что наверняка усугубило бы отношение к ней, будь это фильм, раздражала не меньше. То ли она представляла собой стереотипный собирательный образ женщины глазами мужского населения ,то ли это дань современному стилю изображения глупоумных женщин- оксюморонов. В любом случае, если природой не дано, чем откликнуться, то такой образ не тронет. А сердце упрямо молчит.

    12
    70