Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Левиафан

Борис Акунин

  • Аватар пользователя
    Arlin_19 ноября 2015 г.

    Приключения Эраста Фандорина - 3
    Герметичный детектив

    Как причудливо устроена человеческая память! Семь лет назад я читала "Левиафана", чего совершенно не помню. Ни героев, ни сюжета, ни развязки - ничего, кроме одной-единственной детали: кто-то из персонажей жалеет об остывшем кофе. И вот сейчас после второго прочтения, я задумалась: а не случится ли так, что еще через пару-тройку лет я вспомню только блаженное состояние передышки в беготне жизни, вынужденную паузу, которую переживают герои - три недели безделья и светских разговоров за чашкой утреннего кофе.

    Третья попытка заглянуть в голову знаменитого Эраста Фандорина ничего особенно не прояснила. Во-первых, Фандорин здесь не при исполнении, он - случайный попутчик, волею судеб втянутый в расследование "убийства века". Во-вторых, происходящее читатель видит чьими угодно глазами кроме самого детектива. Этот прием уже был использован в "Турецком гамбите", и снова срабатывает безотказно - добавляются новые оттенки, другие оценки ситуации: мужская и женская, европейская и азиатская, объективная и субъективная. Происходящее становится многоплановым, каждый из героев характеризуется с разных сторон.

    Этот небольшой детектив отлично подходит для иллюстрации принципа "все лгут": каждому из персонажей есть, что скрывать, будь то тайна происхождения, постыдная любовная связь или кровавое преступление.

    Как обычно, настоящий преступник раскрывается не сразу, Акунину блестяще удалось поиграть с читателем, запутать его, а затем раскрыть все карты. Не знаю, как вы, а я попалась и в определенный момент поверила в невиновность реального убийцы.

    Сюжет кажется динамичным за счет большого количества разговоров, легенд и историй, однако собственно действие содержит не так много перемещений: да и не особенно развернешься в замкнутом пространстве, когда каждый на виду, каждый под подозрением. Большинство сюжетных поворотов связаны с рассуждениями и разоблачениями. Единственное, к чему бы я придралась, - случайные совпадения: предметы случайно падают в нужный момент, вор случайно крадет самые важные улики.

    Зато как всегда завораживают меня дедуктивные способности Фандорина, которые в этот раз продемонстрированы во всей красе. Честно, даже слегка завидуешь этой внимательности к деталям, которая совместно с общей эрудированностью позволяет объяснять самые невероятные вещи. Доказать, что главный подозреваемый, на которого указывают все улики, - не убийца? Запросто! Рассказать всю подноготную первого встречного - легко! Хотя автор и иронизирует в какой-то степени над этим талантом своего героя - вспомните сеанс угадывания на палубе.

    Приятно, что помимо довольно запутанной детективной линии в тексте присутствуют самые разные сведения об эпохе: применение гипноза, дактилоскопия, огранка драгоценных камней, устройство корабля, методы расследования в полиции, "русские писатели с шелестящими именами" и многое другое. Особенно интересны исторические сведения и замечания о разнице менталитетов: забавно читать описание одного и того же завтрака от лица европейца и с позиции японца - поистине по-разному смотрим мы на этот мир.

    В целом, Акунину снова удалось создать увлекательный, но не ограничивающийся только этой функцией детектив. Есть над чем посмеяться, есть и над чем подумать.

    23
    129