Рецензия на книгу
Собор Парижской Богоматери
Виктор Гюго
mishadada24 декабря 2025 г.«Собор Парижской Богоматери» через призму современности
Роман Виктора Гюго поначалу ассоциировался с диснеевским мультиком «Горбун из Нотр-Дама», который провозглашал главенство внутреннего мира над внешним,привлекал яркими и искренними героями и приводил к мысли о простом людском уважении. Но каково было мое удивление, когда реальное содержание произведения оказалось намного суровее и жестче по оценке системы образов и смыслов. Как правило, монументальные книги находят отражение во многих исторических периодов – «Собор Парижской Богоматери» относится к этой категории.
Произведение является образцом романтического текста, который изображает прошлое,в нашем случае XV век, в контексте настоящего и отличается наличием общественного конфликта с «другими». Через подобное противостояние поднимается тема толерантности и автор ставит в центре внимания горбатого Квазимодо, объекта насмешек,чью темную учесть принимает лишь готический собор. В экспозиции романа приводится сцена маскарада, когда невидимая рука феодализма отбрасывается и народ может быть предоставлен временной свободе. Одной из традиций праздника является избрание папы шутов, которым стал наш юродивый герой, почувствовавший принятие и надежду со стороны буйного народа. Однако реальное стечение обстоятельств намного тяжелее : через несколько эпизодов Квазимодо стоял у позорного столба перед людьми, которым доверил оставшийся душевный свет. Помимо проблематики внешней оболочки Виктор Гюго ставит вопрос о национальной принадлежности с помощью изображения судьбы Эсмеральды. Цыганке нередко приходилось бороться с человеческим предубеждением, но одно лишь обвинительное слово может привести твое сопротивление к одному исходу – виселице. Цыпочка событий складывается в сложный цикл: собственная инаковость становится злейшим врагом, а непринятие особенностей перетекает в общественную трагедию.
Система образов романа включает демонического героя – Клода Фроло, чья история застрагивала несколько сторон: газлайтинг, властолюбие и непринятие прогресса. Если рассматривать первый аспект, то во времена Гюго этого термина не существовало, однако это явление,хоть и не имеющее своего названия, было. Его и исследуют автор в сюжетной линии – желании Клода стать главным смыслом для Эсмеральды. В тексте описывается, как архидьякон пытался похитить девушку, посмотреть на пытки над ней и уговорить остаться с ним ради спасения своей жизни. Герой видел причиной черной полосы маленькую цыганку, но так и не смог заметить свою огромную потребность подчинять. Последние два фактора проявляются в экзистенциальном страхе Клода Фроло перед общественными изменениями. Он считал,что находится в конце времен, и не мог принять развитие книгопечатания, ведь это означало одно : авторитет лишится значимости, а свобода слова и мысли найдет народный отклик. По этой причине архидьякон хочет контролировать не только прогресс, но и время. Да и быть честными, Клод Фроло стал священнослужителем не потому что хотел приблизиться к Богу, а потому что хотел заполучить толику его власти, ведь положение в церкви имело престиж в XV веке.
Особое место в произведении занимает политическая мысль. Сам Виктор Гюго был сторонником Республики и критиком монархии, поэтому неудивительно, что мы видим образ Людовика XI с чертами иронии. Французский правитель не жалеет денежных средств на экзотических животных и орудия пыток и живет в Бастилии, в одном из известных тюрем, так как прячется от народного гнева. Но даже в максимальной изоляции он умудряется убивать и сажать в тюрьмы тех, кто высказывался против власти. Одной из ярких сцен является мольбы заключенного о прощении, но проблема в том, что Людовик не желал слушать, а возможно просто был не способен. Так автор подробно исследует принципы насилия и показывает ошибочность монархического аппарата.
«Собор Парижской Богоматери» со знаниями французской истории или без позволяет посмотреть на свою структуру через призму современности и увидеть параллели между историческими мирами. Раньше критики могли назвать произведение попыткой сломать общественные преграды, сейчас рассматривая прошлое поколений мы можем увидеть признаки расизма, харассмента и политической идеологии.
15