Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Имя розы

Умберто Эко

  • Аватар пользователя
    Michael_U23 декабря 2025 г.

    Есть ли имя у розы, и все смыслы — возможно лишь грёзы?

    Познавшее мировую славу и не теряющее актуальность произведение «Имя розы» родилось из желания автора показать, что можно писать сложно, научно и при этом сделать это увлекательно для широкого круга читателей. Эко, используя форму детектива, выстраивает большой интеллектуальный, философский роман, в котором отражается авторское мировоззрение.

    Главный герой, монах-францисканец Вильгельм Баскервильский, и его ученик Адсон Мелькский в конце ноября 1327 года пребывают в известный и уединенный бенедиктинский монастырь, чтобы подготовить встречу теологов для дискуссии о бедности Христа. Но еще до их прихода в монастыре произошло убийство, и практически ежедневно происходят новые смерти. Вильгельм с Адсоном параллельно начинают расследование загадочных событий.

    Часть повествования составляет расследование, еще часть посвящена богословским спорам. Автор уделяет им особое внимание не просто из интереса, а потому как ведет к тому, чтобы показать важную и волнительную сторону человека: ум не предрасположен решать богословские проблемы и искать смыслы мироустройства, и, соответственно, такие диспуты бессмысленны. Посредством ума нельзя познать истину и быть уверенным в ее правоте.

    Вильгельм Баскервильский проявляет скепсис и рационализм, предлагая улучшать мир не религиозными методами, а прикладными знаниями. Он как предвестник упадка Средневековья, которое завязло в болоте церковных учений и подавления прогрессивной мысли.
    И когда через 20 лет в Европе вспыхнет эпидемия чумы, церковь получит такой серьезный удар по авторитету, от которого не оправится и по сегодняшний день.

    Символично слепой монастырский библиотекарь Хорхе не пускает гостей в библиотеку, скрывая тайну. Выясняется, что он хранит там сокрытую книгу Аристотеля о поэтике смеха, которая не должна стать достоянием общества, потому что показывает природу смеха, и в результате люди могут научиться высмеивать ортодоксальность, суеверия, богословов. Слепой Хорхе настаивает на том, что смех вляется лишь источником сомнения.
    И страх его не безоснователен, ведь история показывает, как смех может разрушить самые высокие стены и повергнуть тиранию в прах.
    Автор на страницах романа и главный герой Вильгельм с энтузиазмом подвергают насмешке священнослужителей, их поступки и беспомощные доводы в спорах. Не остаются без внимания и фейковые реликвии.
    Подытоживая посылы романа, можно сказать, что Эко решительно заявляет, что не видит смысла в поддержке религий и церквей. Раз они не могут показать и доказать абсолютную истину, выступают против науки и оказываются беспомощными в критические моменты, то без них можно обойтись. Автор не верит, что смысл мира или конкретной жизни человека можно обнаружить, и потому отвлекать на этот поиск ресурсы — крайне нерациональная и вредоносная вещь в его понимании.

    Но сможет ли человечество выдержать ярость мира без поддержки мифа, без сказки? Какой же степени развития этики должно достигнуть общество, чтобы отбросить сдерживающие барьеры и умственные «костыли»? Но эти рассуждения не входят в цели написания романа, который уже давно носит статус великого.

    Содержит спойлеры
    9
    27