Рецензия на книгу
Paradise Lost
John Milton
An_Da21 декабря 2025 г.Падали, но поднимались
Приступить к чтению поэмы, рождённой аж в семнадцатом веке английским поэтом и написанной белым стихом, оказалось не самой простой задачей для рядового читателя, то есть - меня. В моём варианте книга имеет краткое содержание, предшествующее каждой из двенадцати глав и пояснения на последних страницах. Сюжет отражает христианскую библейскую историю о сотворении мира и первородном грехе человека. Мильтон передал своё видение этой истории, придав ей возвышенную поэтичность и множество ответвлений к событиям и персонажам греческой литературы, связав их с христианскими образами. Поэтому, если читателю хорошо знакомы греческие эпосы, мифы и легенды, то это знание существенно облегчит чтение.
Поэма начинается с описания падения мятежных ангелов, дерзнувших восстать против своего создателя за вселенское господство.
"Мильоны духов по его вине
Отныне милость Неба потеряли,
Извергнуты за дерзостный мятеж
От вечного сиянья; хоть и твердо
Они держались верности ему,
Но слава их небесная померкла"Что будет дальше, известно всем, кто мало-мальски знает сюжет Библии. Мильтон лишь пересказывает эту историю, очень умело используя многочисленные метафоры, образы, пафосные речи. Для сюжета характерна динамика: описания прекраснейшего и желанного Рая перемежаются ужасными картинами, происходящими в Аду, божественные и мудрые силы добра вступают в борьбу с озлобленными и порочными обитателями Пандемониума. Главный Враг Бога, найдя дорогу через Хаос, внедряется в Рай, и, снедаемый завистью к его обитателям и жаждущий мести, искушает первых людей - Адама и Еву. Таким образом, имея божественную природу, человек всё же теряет её перед лицом Создателя. Однако, Бог милостив, он не подвергает людей немедленной смерти, а, закрыв врата Рая для них, ссылает их на Землю, где они предоставлены труду и прочим тяготам земной смертной жизни. Однако незадолго до этого момента один из высших ангелов открывает Адаму будущее, он видит своих потомков сквозь поколения, и испытывает смешанные чувства. Вообще мне бросилось в глаза, что Мильтон всячески подчеркивает нравственное превосходство Адама над Евой, как более совершенного существа над менее совершенным. Адам сотворен первым, первым же проявляет любопытство к устройству мира, единолично общается с божественными посланниками, а после грехопадения, на которое он осознанно решится из преданности к Еве, он первым решит просить прощения у Бога через раскаяние и молитву.
Многое можно осмыслить через эту историю. Недаром она лежит в основе практически всех самых популярных сюжетов, будь то литература или кино. Идеальный мир, свобода и равновесие, которых главные герои лишаются, посмев вопреки запретам проявить непослушание, став жертвой обстоятельств. И ведь речь тут не только о книгах и фильмах. В жизни тоже много подобных примеров тех же искушений и искусителей, тянущих на дно жизни, пороков, от которых разрушается любовь и семьи, грехов, которые разъедают человеческую душу и толкают на ужасные поступки. Сильная мораль заложена в истории про первородный грех: оступиться могут даже лучшие, вопрос в том, извлекут ли они урок и чем станут дальше.
"И вот они пришли, рука с рукою,
На место, где Создатель их судил,
И пали перед Ним благоговейно,
Покаялись смиренно во грехах
И о пощаде вознесли моленья,
Слезами оросили грудь земли
И вздохами наполнили вкруг воздух,
Томимые печалью непритворной
И кроткого смирения полны"642