Рецензия на книгу
Бабушкин подарок
Михаил Зощенко
Аноним21 декабря 2025 г.«Бабушкин подарок» —юмористическая история из детства, раскрывающая важные аспекты психологии, морали и роли воспитания.
«Бабушкин подарок» — это рассказ из цикла «Лёля и Минька» написанный советским писателем Михаилом Зощенко. Он описывает жизнь в СССР начала XX века через забавные и поучительные истории, в которые попадают дети. Главные герои произведения — сам автор, его сестра Лёля, семья и их мир детства. Рассказ автобиографичен, что делает его особенно трогательным и близким читателям.
Главная мысль — справедливость и равное отношение к близким важнее дорогих подарков. Зощенко показывает, как важно быть щедрым, заботиться о других и не хвастаться своими заслугами.
Основной посыл рассказа — идея истинной доброты и нравственного поведения, которая остаётся актуальной и сегодня.
Поднятые в рассказе темы очень глубоки и затрагивают: детскую психологию и эмоции. Исследуются такие чувства, как зависть, обида, радость, гордость, а также способы их выражения у детей; взросло-детские отношения в семье и влияние роли старшего поколения на воспитании подрастающего поколения. Показано влияние неравномерного распределения любви и внимания к детям, а также роль взрослых в разрешении конфликтов; воспитание и формирование личности. Исследуются этапы формирования личности ребенка через совершение бескорыстных поступков, приобретение опыта и осознание, что значит быть хорошим человеком, а также влияние родительских наставлений.
Эти темы универсальны и актуальны во все времена. Поражает, как тонко и профессионально М. Зощенко применяет детскую психологию и педагогику на практике.
Сюжет рассказа повествует о детских переживаниях и семейных отношениях в доме, куда регулярно приезжает бабушка с подарками и угощениями для детей. И вот бабушка приезжает снова. Старшая сестра замечает у нее в руках только сладости и задает провокационный вопрос о подарках…
И сразу сюжет становится более заинтригованным, заставляя следить за диалогом героев и приводят к кульминационному моменту и конфликту, когда бабушка дарит Миньке десять монеток, игнорируя Лёлю.
И вот я стою как дурачок и с восторгом смотрю на новенькие монеты, которые лежат у меня на ладони. И Леля тоже смотрит на эти монеты. И ничего не говорит. Только у неё глазёнки сверкают недобрым огоньком.Разгоряченная Леля сбивает монеты у Миньки с руки, и они разлетаются по траве. После того, как монеты собирают, бабушка осуждает Лелю за зависть, а Леля критикует бабушку за несправедливость…
Сидя на своём дереве, Лелька сказала:
— А лучшая бабушка на свете та, которая всем детям что-нибудь дарит, а не только Миньке, который по своей глупости или хитрости молчит и поэтому получает подарки и пирожные.Ситуация разрешается благодаря мудрым словам отца, который объясняет, каким должен быть по-настоящему хороший человек: «…лучший мальчик на свете тот, который сделает что-нибудь хорошее и после этим не будет хвастаться».
Мораль рассказа (субъективная оценка) состоит в том, чтобы показать, что не следует хвастаться добрыми делами, а нужно делиться с другими.
Конец истории потрясающий: каждый из детей получает жизненный урок: Миня — что значит быть хорошим человеком, а Лёлька — что иметь всё в избытке не всегда хорошо.
В этом произведении представлены яркие и харизматичные персонажи. Несмотря на небольшой объем рассказа, герои запоминаются своей колоритностью. Образы детей насыщены эмоциями и полны решимости. Каждый член семьи и бабушка воплощают определенные архетипы и играют свои роли в раскрытии основной идеи.
Минька. Главный герой. Младший ребёнок в семье и любимец бабушки, использует своё тактичное молчание для достижения целей и не сразу осознаёт ценность доброты. Однако под влиянием отца он меняется и начинает понимать, что такое истинная щедрость. Минька проходит путь от эгоизма к стремлению стать хорошим человеком, осознавая важность доброты и помогая другим.
Лёля. Главный герой. Старший ребёнок в семье, который чувствует несправедливость и обделённость вниманием. Ее хныканье и сердитость — это отчаяние и зависть из-за отсутствия признания и любви со стороны бабушки. А совершенный поступок ребёнка с монетками, символизирует последствия необдуманных действий, вызванных детской несправедливостью и непониманием.
Бабушка. Представитель старшего поколения семьи, которая проявляет чрезмерную любовь к детям, и одновременно разрушающая гармонию в семье. Она предпочитает одного из детей, что вызывает ревность и недовольство и ведет к конфликту.
Папа. Глава семьи. Выступает как голос разума и морали. Он не только улаживает конфликты, но передает важные жизненные уроки детям, особенно о бескорыстии. Его наставления оказывают влияние на Миньку. Отец видит истинные мотивы детей, не ограничиваясь их внешним проявлением.
Мама. Второстепенный персонаж, который поддерживает мужа и эмоционально реагирует на происходящее, но не является активным участником воспитательного процесса в данной ситуации.Читается книга легко, написана простым и доступным для восприятия школьника языком.
Впечатление от прочитанного юмористического детского рассказа поразительно и восхищает тем, что показывает, как Зощенко филигранно сочетает юмор, детскую психологию, психологию семьи, педагогику и философские рассуждения. И этот удивительный сплав порождает импульс стать лучше и формировать из ребенка самостоятельную личность.
Зощенко через детские ситуации показывает, что быть хорошим — не значит просто получать похвалу или иметь привилегии. Истинная доброта проявляется в бескорыстном желании делиться, совершать хорошие поступки без ожидания похвалы и умении понимать чувства других. Носителем данных принципов является отец, который в себе сочетает черты воспитателя, учителя и наставника. Он доносит до детей смысл и понятие нравственности и ценности.
Таким образом, Зощенко подчёркивает важность роли отца в жизни каждого ребенка. Чувствуется, что автор боготворил и любил своего отца.
В рассказе акцентируется внимание на том, как такие качества, как обида, зависть и ненависть, могут оказывать значительное влияние на становление личности ребенка. Эти черты задают деструктивные «ритмы», и только мудрый подход и деликатное руководство со стороны родителей способны помочь ребенку стать самостоятельной личностью.
Автор с большой точностью раскрывает мотивы поведения детей. Лёля проявляет вредность не из злобы, а из-за недостатка любви. Минька совершает добрый поступок, сначала стремясь получить похвалу. Эта искренность и честность делает персонажей живыми и убедительными. Но эти мотивы легкоуправляемые и поддаются корректировке в опытных руках чуткого и близкого человека.
А результат потрясающий.
И вот, ребята, прошло с тех пор много лет. И до сих пор я отлично помню папины слова.
Нет, мне, может быть, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился.
И то хорошо.Ценность рассказа «Бабушкин подарок» определяется тремя важными аспектами:
- Педагогическое значение: «это образец советской детской литературы, который ненавязчиво учит детей и взрослых важным моральным урокам». Он демонстрирует пагубность фаворитизма, последствия несправедливости и зависти, а также показывает пример истинной доброты и мудрого воспитания.
-Раскрытие и углубление в детскую психологию. Зощенко мастерски передает эмоции детей и показывает, как формируется детское мировоззрение под влиянием внешних обстоятельств и отношений внутри семьи.- Провоцирует, но не навязчиво, на философские размышления о правильном и неправильном, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», о роли родителей и старшего поколения в формировании личности ребенка, о том, как справляться с негативными эмоциями.
Стиль повествования Зощенко отличается яркостью и образностью, передающим юмор, легкую иронию и заставляет задуматься и получить жизненный опыт, который вспоминается спустя много лет и оставляет теплое ощущение своего беззаботного детства.
Зощенко пишет лаконичным, доступным языком, что делает рассказ понятным для широкой аудитории, включая детей и взрослых.
Диалоги шикарны, через них автор стремится показать образы своих героев, их характеры и стремление быть лучшими.
Рассказ помогает задуматься о том, как наши поступки и слова влияют на других, особенно на детей, и учит ценить бескорыстную доброту.
В целом, «Бабушкин подарок» — это не просто юмористическая история из детства, а произведение, затрагивающее важные аспекты человеческой и детской психологии и морали, и заставляет задуматься о роли воспитания в жизни каждого человека.
Содержит спойлеры4380- Провоцирует, но не навязчиво, на философские размышления о правильном и неправильном, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», о роли родителей и старшего поколения в формировании личности ребенка, о том, как справляться с негативными эмоциями.