Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Процесс

Франц Кафка

  • Аватар пользователя
    Аноним21 декабря 2025 г.

    "- То, что со мной произошло, всего лишь частный случай, и сам по себе он значения не имеет, так как я не слишком принимаю все это к сердцу, но этот случай - пример того, как разбираются дела очень многих."

    Произведение, которое с первых страниц зарождает кучу вопросов и даже не стоит ждать на них ответов. Если ужасы По или Лавкрафта не способны нагнать жуть, то на сцену выходит Кафка. От чего? - ты не знаешь что происходит, что будет и что предшествовало всему. Читатель встаёт перед фактом ареста К, но и арест, его форма не ясна, она выбивается за рамки классического представления. Ты арестован! - сказал инспектор и отправил идти на работу "Да, конечно, вы арестованы, но это не должно помешать выполнению ваших обязанностей. И вообще вам это не должно помешать вести обычную жизнь..." От такого теряется земля под ногами ибо все не так, как должно быть. Так и мы сами живём, заводя "процессы" на самих себя и вроде все как всегда - то же небо, тот же транспорт, отправляющий тебя на работу, те же люди, что и вчера, но внутри что-то заставляет вены дрожать, приводит в трепет все нутро и мы не можем найти ответ, что же за процесс происходит и когда мы сами его на себя завели. И как сказал Гумилев - " И мы ломаем руки, но опять. Обречены идти все мимо, мимо"

    "- Большое спасибо, - повторял он, без конца пожимая протянутые руки, и выпустил их, только заметив, что они оба, привыкшие к канцелярскому воздуху, плохо переносили сравнительно свежий воздух лестничного пролета." - потрясающая фраза, оканчивающая 3 главу, демонстрирует нам отличае в ощущении комфорта в зависимости от образа жизни, которые героя для себя выбирают. Оказавшись в канцелярии на чердаке, где нет ни доли места для привычного нам воздуха, наш герой начинает себя плохо чувствовать и помогают ему выбраться оттуда обитатели этого места, которые в свою очередь стали себя некомфортно ощущать чем далее отводили К. от своего места обитания.

    Примечательно, как К. во всей вакханалии своего процесса находит в себе силы, чтоб оставаться верным себе. Ему не понятен весь абсурд происходящего и это побуждает гнев, но гнев направляется на систему, на организацию, на высших чиновников. Герой остаётся проницательным к людям более низких слоев и пытается заступаться за них ну или по крайней мере оправдать. Порой К. даже входит в текущее положение людей, навредивших ему самому: "Если бы я только подозревал, что их накажут, даже если б им только грозило наказание, я бы никогда не назвал их имена. Да я их и не считаю виновными, виновата вся организация..."

    "- То, что со мной произошло, всего лишь частный случай, и сам по себе он значения не имеет, так как я не слишком принимаю все это к сердцу, но этот случай - пример того, как разбираются дела очень многих."
    В течение повествования мы все сильнее и сильнее проникаемся к герою, хотя книга практически ничего нам про него не говорит и мы даже не имеем его портрета, но нам его жаль, мы испытываем внутренний бунт за то, что его несправедливо обвинили и больше всего пугает лишение свободы у К. даже при разговоре с художником второй предлагает решения проблем при которых очевидно, что как таковой процесс не перестанет существовать, он просто заморозится и в итоге мы представляем картину, что согласись на все это, наш Сизиф будет обречён выполнять без конца условия лишь бы поддержать процесс в спящем состоянии. И осознание этого читателем у него самого вызывает ощущение, что стены дома сжимаются все сильнее и сильнее и встаёт вопрос, а сколько раз я сам соглашался на подобные условия?

    4
    17