Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Центр тяжести

Алексей Поляринов

  • Аватар пользователя
    chalinet21 декабря 2025 г.

    Центр тяжести

    Это уже третье издание. Окончен роман в 2017 и впервые издан в 2018, переиздание его уже после начала СВО естественно не случайно, как не случаен тот факт, что автор живёт за границей.
    Не стоит прятать голову в песок, как страус, и говорить, что позиция Поляринова по вопросу СВО не понятна. Предисловие к этому изданию обостряет ситуацию, но никаких звёздочек в этом отзыве нет, пришлось проверить реестр РКН.


    «писал вслепую, обо всем, что болело и беспокоило».

    Поэтому роман автобиографичен, но не настолько, чтобы делать какие-то далеко идущие выводы о жизни автора.


    «Мой опыт показывает, что в России именно безумные идеи имеют свойство воплощаться в жизнь – как правило, только они, увы, и воплощаются».

    Одно дело – фраза, произнесённая в контексте разговора, может быть под воздействием каких-то эмоций. Другое – текст предисловия к очередному изданию, которое не прировняешь к сообщению в мессенджере.
    Действие начинается в России, в Ростовской области, где-то в конце 90-х, со школьных годов главного героя– мальчика Петра, рассказывающего о своей жизни. Затем появляются линии Марины, дочери отца Петра от другой женщины и Егора – родного брата Петра.


    «Если бы ему сообщили, что он будет жить вечно, он тут же пустил бы себе пулю в лоб – просто чтоб доказать несостоятельность подобного заявления».

    Отец Петра – непризнанный гений-математик, стоящий, по-видимому, у истоков Компании. Компания разрабатывает ИИ для слежки за людьми различного рода, всё, как говорится, ради безопасности народа.


    «Газета бестолковая и тоскливая, как полное собрание сочинений Ленина».

    Что ж, уважение автору, что прочитал полное собрание.
    Здесь достаточно сумбурно муссируется то, что сейчас принято называть западными ценностями. Роман состоит из различных стилистических кусков: рассказ от первого лица, интервью, дневниковые записи, показания полицейского (они, кстати, в романе всегда «полицаи», «штази» и т.д.) и, наконец, новеллы-сказки из книги матери главного героя.
    Новеллы прекрасны.«Человек без сердца» – лучшая. Они написаны в сказочном стиле и имеют сказочную логику. За счёт своей притчевости, обладают глубоким действием.


    «Сердце – центр тяжести человека»

    Все основные действующие персонажи романа – люди, которые не могут жить спокойной, обывательской жизнью, той, что в позапрошлом веке называли мещанством.


    «мне бы вершить судьбы мира, а тут – домашка по алгебре. Сложно достать луну, если ты даже пакет молока с верхней полки холодильника не можешь достать без табуретки».

    Иногда создавалось ощущение гона. В хорошем смысле. Каждый талантливый писатель периодически получает доступ к более тонким и высоким мирам. И это есть у Поляринова. И каждый писатель является своеобразным фильтром между нашим миром и тонким. Природа этого фильтра предопределяет многое.
    Очень здорово получились переживания мальчишки, искренне.


    «Когда часами без дела околачиваешься в полутемных коридорах, иногда хочется сделать какую-нибудь гадость, как-то отомстить этому месту за бездарно потраченное время».

    Маленькие дети, исследуя мир, постоянно проверяют его на прочность и обратную реакцию, не задумываясь о безопасности и последствиях, потому что просто не могут. Взрослея, некоторые теряют связь с духом по разным причинам и взрослеют только телесно. Но обладая большими физическими возможностями, продолжают исследовать этот мир, периодически нанося себе и окружающим уже более ощутимый вред.


    «каждое неоконченное дело отдаляет тебя от… от… самого себя…»

    Каждое неоконченное дело запирает нас в Системе. Каждый невыученный урок, жизнь заставит нас учить снова.


    «вряд ли кто-то захочет читать сказку, в которой людей открыто называют идиотами»

    Редакция «Осмоса», в которой работает главный герой, отлично освоила Эзопов язык, да и роман пытается его освоить.


    «Лернер и Симмонс объяснили такое поведение верой людей в справедливость мира: мы подсознательно верим, что все происходящее с человеком – результат его поступков и т.д.»

    Когнитивная ловушка Поляринова. В основе этого – проповедь атеизма и неспособность заглянуть дальше, чем одна жизнь.


    «Система...организм государства; это огромное, наглое животное, дающее метастазы в головы граждан»

    Марина в романе олицетворяет экстремистское направление борьбы за либеральные ценности, как бы не звучало это словосочетание. Такое направление есть в любой борьбе, это оружие самой Системы.


    «авторитарном, прости господи, государстве искусство неотделимо от насилия»

    Роман, который заставляет думать, но не о том, о чём вы подумали. Здесь все правы и все ошибаются. Ошибка читателя заключается в принятии той или иной стороны. Центр тяжести не с краю.


    «На войне не так опасно, как в тени жестокого человека».

    Такое мог написать только человек, который не был на войне.


    «работать в атмосфере творческого безумия – одно удовольствие».

    Книга человека в активном поиске своей правды. Самообман простых решений и убеждения, что нужно быть против того-то. Нужно быть за что-то. Не разрушение, но созидание.


    «Убить дракона действительно нужно. Но не в реальности, а в голове у каждого жителя страны».

    Плюс третьего издания в том, что мы сейчас, на рубеже 2025/2026 годов, охватывая события, произошедшие в мире от первого издания до третьего, можем оценить, как автор почувствовал время. Из-за инертности материи, развитие цивилизации нельзя резко повернуть в какую-либо сторону.
    Нужно пожелать автору только не подпадать под пропаганду Системы, которая пытается удержать бразды правления над нашей цивилизацией, и которая всегда находится над любыми явными конфликтами.


    «недавно у Грека дома во время шмона нашли комикс Арта Шпигельмана «Маус». На обложке была свастика, и полицаи угрожали ему, что заведут дело по статье «Экстремизм» за хранение материалов «такого характера»».

    В романе, президент России – Боткин. Некоторые персонажи романа устраивают перформансы, направленные против президента и использующие связь фамилии Боткина с гепатитом (болезнь Боткина). Гепатит – это тяжёлое заболевание печени. Наряду с уже упомянутыми выше «полицаями» и «штази», несколько раз упоминается нацистская форма коричневого цвета (поэтому нацистов называют коричневыми),


    «цвет больной печени».

    Можно пуститься в объяснения, но это будет только оправдывание. Западное поветрие: сравнивать Путина с Гитлером началось задолго до СВО.
    Закрепление в инфополе, а дальше идёт по накатанной.
    Столкновение двух миров, про которые пишет автор в сказке «переводчик «Дон Кихота»», это любимый приём Системы: чтобы сбить с истинного пути: предлагается обязательно несколько других, чтобы создать иллюзию свободы выбора.Это самообман – если ты в толпе, то уже не важно в какой, ты в ловушке.
    Первым громко обвинить врага в своих же грехах это ещё ветхозаветный приём.


    «Они не понимают слов. У них другой язык. Вот он, – она достала из рюкзака брусок взрывчатки, – их алфавит».

    Свет к свету, а тьма ко тьме.


    «я лишь чувствовал, интуитивно знал, что она ошибается».

    Избитая фраза «слушай своё сердце» всё ещё имеет своё истинное значение.

    25
    70