Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Почти серьезно...

Юрий Никулин

  • Аватар пользователя
    Razanovo20 декабря 2025 г.

    Смешить людей во что бы то ни стало

    Однажды поклонник актерского таланта Юрия Никулина ошеломил Юрия Владимировича вопросом - как Вы докатились до этого?


    — Выходить в нелепом костюме, изображать дурака. Вы ведь на арене, простите меня, дурачок. Ну как можно унижать себя?

    Основная часть мемуаров Юрия Никулина как раз посвящено цирковому искусству ("— Искусство ли?", автор не сомневается, что это искусство), редкой профессии клоуна ("в цирках всей нашей планеты едва ли наберется пятьсот клоунов").


    Моя профессия — смешить людей, вызывать смех во что бы то ни стало.

    Сейчас имя Юрия Никулина одним из первых приходит на ум, когда говорят о цирке вообще и о клоунах в частности, но путь к вершине не бывает прост. Никулин не всегда был клоуном, до цирка были семь армейских лет и две войны, а до армии детство обычного мальчишки в Москве 30-х годов. После демобилизации в 46-ом году Никулин поступил учиться в цирковую студию, потом работал с клоунами Карандашом, Борисом Романовым, Михаилом Шуйдиным. Всё это Никулин описывает в книге, делясь с читателем подробностями трудной, интересной, но редко, когда веселой, жизни профессионального клоуна


    некоторые клоуны в жизни довольно грустные люди, а порою и нудные

    В последней части мемуаров Юрий Никулин рассказывает о кино. Никулин много и успешно снимался в кино, работая с Львом Кулиджановым, Леонидом Гайдаем, Сергеем Бондарчуком, Василием Шукшиным, играя в эпизодах и главных ролях в знаменитых советских картинах.

    Несмотря на успешную карьеру киноактера, главным для Никулина всегда был цирк, он всю жизнь оставался цирковым артистом. Он с теплотой, легкой грустью и юмором вспоминает свою цирковую жизнь, коллег по работе, старых клоунов и цирковых людей - с кем Никулин пересекался и о ком только слышал. На протяжении всей книги тон автора остается спокойным, он не перемывает кости, а старается честно рассказать, что значит быть клоуном и как не просто каждый день по многу раз пытаться вызвать смех у массы разных людей.


    У Мусли, как говорится, все было от бога. Он мог выйти на манеж, взять любой первый попавшийся предмет — мяч, стул, метлу, булаву — и так все обыгрывать, что весь зал начнет хохотать. <...> Только Мусля мог исполнять, казалось бы, пустяковую, примитивную репризу, которую он нежно называл «Пальчик».<...> Пустяк, примитив — двигается палец, а клоун пугается. Но как делал это Мусля! Я каждый раз смотрел «Пальчик», смеялся вместе со зрителями и верил, что палец Мусли сошел с ума. Некоторые коверные пытались скопировать эту репризу. Ничего у них не получалось. Это было органично только для Мусли, маленького, лохматого, наивного, смешного, странного человека.

    Книга Никулина, это воспоминания человека влюбившегося в цирк в раннем детстве, связавшего с ним жизнь, и удачная попытка рассказать о том, что значит быть клоуном.

    28
    110