Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Story of the Lost Child

Elena Ferrante

  • Аватар пользователя
    Аноним19 декабря 2025 г.

    Только в плохих романах герои ведут себя стройно и логично. Потому мы с тобой, Лену - герои хорошего.

    Пятнадцать минут назад я закончила чтение Неаполитанского квартета, поняла, что нужно написать рецензию, села за ноутбук и... замерла. Если бы нужно было объединить в одно словосочетание все те мысли и чувства, что у меня возникали по мере прочтения, то это было бы "пронзительная жизненность".

    Все 4 книги описывают одну историю: жизнь писательницы Элены Греко (Лену). Родившись в бедном квартале Неаполя, в 7 лет она заводит дружбу с соседской дочерью сапожника, Рафаэллой Черулло (Лилой). Нам сразу дают понять — девочки очень разные. Тихая, старательная Лену во всем следует за своей дерзкой, изобретательной и смелой подружкой: будь то визит на четвертый этаж к самому грозному обитателю квартала Дону Акилле или же внезапный прогул школы ради того, чтобы увидеть море. Со временем и мы, и сама Лену понимаем — все в своей жизни она начинает подстраивать под мнение и действия Лилы, даже если сама Лила никакого мнения и не высказывала.

    Таким образом рождаются созависимые, нездоровые отношения, которые то одна, то другая девочка, девушка, а потом и женщина то и дело разрывают в течении долгих лет. Впрочем, каким-то магическим образом, они все равно восстанавливаются.

    Вторые созависимые отношения в книгах связаны не с людьми. Они связаны с кварталом, в котором жили Лила и Лену. Если представить, что бедный округ Неаполя — это мужчина, то можно сказать, что каждая из них проживает эту явно нездоровую привязанность по- своему. Лила принимает их, оставаясь в квартале, даже пытаясь изменить его изнутри, "проработать" их отношения. Лену, напротив, бежит от квартала при первой же возможности. Ей даже не важно, за счет чего организован этот побег — за счет ли учебы, брака, писательства или любовной интрижки. Девиз Лену — лишь бы не в квартале.

    Разграничивая книги по эмоциям от их прочтения, наверное опишу так:

    1) Моя гениальная подруга. Место становления характеров, ощущение уютной бедности. Я прочувствовала Неаполь 50-х насквозь.

    2) История новой фамилии. Наверное, самая яркая книга из всех, думаю отчасти из-за того, что в ней описан подростковый период, в котором все эмоции воспринимаются как некий фейерверк, а мир делится на черное и белое.

    3) Те, кто уходит и те, кто остается. История взлета Лену, которая читается с ровно таким же воодушевлением, с каким негодованием меня (как читателя) она заканчивается.

    4) История о пропавшем ребенке. Книга разочарования. Но не в самой истории, а разочарования героев во всем: в собственных суждениях, в людях вокруг, в ожиданиях от жизни и ее итогов. В книге есть очень много недосказанности, пустоты, и ее конец — лишь продолжение этой самой недосказанности.

    Как итог — читать точно стоит, хотя бы из-за языка автора. Но герои... Скажем, что герои тут живые, и совершают поступки так, как совершаем их мы. Никто не живет по сценарию.

    4
    25