Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Когда Ницше плакал

Ирвин Ялом

  • Аватар пользователя
    Аноним17 декабря 2025 г.

    Экстремальный рост либо терпимое существование

    Ирвин Д. Ялом — американский психиатр-экзистенциалист, почётный профессор психиатрии Стэнфордского университета, автор художественной и научно-популярной литературы. В свои 94 года он больше не консультирует, но мы можем мысленно пообщаться с ним через его книги.

    «Когда Ницше плакал» получил Золотую медаль Содружества как лучшее художественное произведение 1993 г.: наставник Фрейда, Йозеф Брейер, берётся излечить Фридриха Ницше от суицидального отчаяния. Оригинальная история о бескомпромиссной дружбе двух блестящих людей. Выдающийся врач, известный учёный, любимый муж и отец, Брейер в свои 40 лет оказался сразу и на пике своей карьеры, и на самом дне жуткого отчаяния. Его мучают кошмары, бессонница, навязчивые сексуальные фантазии о своей бывшей пациентке. Поэтому он с радостью принимает предложение от будущего психоаналитика Лу Саломе разговорной терапией вылечить от суицидальной депрессии её друга Ницше. Но нищий, никому не известный философ слишком горд, чтобы принять помощь от кого бы то ни было, и врач принимает вызов, выдавая себя за пациента и умоляя Ницше помочь ему облегчить собственную экзистенциальную боль.

    Диалог между человеком мира и человеком, далёким от реальности, захватывает по мере того, как сначала Брейер, а затем Ницше раскрывают своё забытое прошлое и глубоко погружаются в свои бессознательные желания и страхи собеседника. На протяжении романа образ запертого в классическом кризисе среднего возраста Брейера, скованного собственной гордостью, одиночеством и ужасом Ницше, размахивающей своим требовательным кнутом Лу Саломе и с нетерпением следящего за поворотами каждой беседы про этих героев молодого Ницше, погружают нас в глубины философии, психологии и культуры XIX века.

    Но кто они — главные герои? Две философии — ницшеанство и фрейдизм.

    Главная тема Ницше: жизнь, сила и переоценка ценностей. Его вопросы актуальны и сейчас: почему европейская культура болеет; как преодолеть упадок, ресентимент, мораль слабых? Как создать новый тип человека, способного говорить «да» жизни?

    Фрейд же изучал страдание отдельного человека: откуда берутся неврозы; как работает психика; как уменьшить боль через понимание бессознательного. То есть Ницше — про культуру, типы людей, ценности, а Фрейд — про индивида, психику, терапию.

    Оба думали о непроизвольных силах «под» сознанием, но понимали их по‑разному. Ницше не строил строгой психологической модели, но писал про глубинные аффекты, инстинкты, волю к власти. Для него человек — прежде всего, иерархия сил, инстинктов, которые стремятся к расширению, утверждению, росту. Нет для него чёткой схемы «Я — Оно — Сверх‑Я», но есть разум как поверхность, рационализация глубинных жизненных сил. Всю жизнь для него надо стремиться к усилению себя.

    Фрейд же строил системную модель: «Оно (влечения) — Я — Сверх‑Я». Бессознательное — это вытесненные желания, прежде всего, сексуальные и агрессивные, подчинённые принципу удовольствия. Индивидуальная история (детство, травмы, конфликты с родителями) — ключ к устройству бессознательного.

    У Ницше был свой идеал — сверхчеловек: сильный, творческий, с правом устанавливать ценности; умеющий вынести отсутствие гарантированного смысла сверху; говорящий «да» жизни во всей её жёсткости. У Фрейда был невротик, ставший чуть более свободным: человек, который понимает свои влечения и конфликты, принимает ограничения реальности, находит компромисс между желаниями и культурой. Ницше — про экстремальный рост и преодоление. Фрейд — про смягчение конфликта и терпимое существование.

    Нет однозначных выводов и рекомендаций, что ближе — решать каждому из нас. Но можно поговорить с гениями, ответив Ницше на его вопрос: «Почему мы стали слабыми и как снова сказать «да» жизни?»

    Фрейд же мягким тоном задаёт второй вопрос: «Почему нам так больно жить и как хотя бы немного уменьшить боль, поняв, что с нами происходит внутри?»

    13
    63