Рецензия на книгу
Шагреневая кожа
Оноре де Бальзак
Аноним5 ноября 2015 г.Книга "Шагреневая кожа" - Оноре де Бальзака это история о довольно таки депрессивном молодом человеке целью которого было богатство, ради покорения женщины его мечты. В книге очень много мистицизма и философских ставок, которые будут интересны для прочтения. К тому же, это книга послужила прототипом для другой книги – Оскара Уальда «Портрета Дориана Грея». "Шагреневая кожа", то это одна из величайших книг мировой литературы. Конечно же, глубокий смысл романа «Шагреневая кожа» понятен чуть ли не сразу. Главный герой - молодой человек, разочаровавшийся в жизни, этакий французский Печорин. Но разница в том, что у Печорина не было возможности исполнять все свои желания, а у Рафаэля такая возможность была. Здесь-то и начинается завязка книги. Книга поднимает вопросы морали, поднимает их тонко, филигранно. Вопрос книги: "Тварь я дрожащая или право имею" раскрыт, отмечен и проходит неявной красной нитью через каждую фразу писателя. Поначалу очень раздражало пустое многословие, но лишь поначалу. По мере прочтения романа понимаешь, что Бальзак - гений слова. При этом лично для меня Бальзак достаточно занудный писатель. Вот человек просто идет по лестнице! Все чувства которые он при этом испытывает настолько подробно описаны, что даже уделено внимание подошве, как она себя ощущает при соприкосновении с лестницей!!! Еще чуть-чуть и чувства лестницы (!) по которой и идет наш герой, тоже обрушатся на читательские плечи!
Роман «Шагреневая кожа» мне также очень понравился. Но его главный герой мне не понятен, я даже слегка осуждаю его. Нельзя так цепляется за свою жизнь, жертвовать всем ради своей жизни, даже своей любимой. Чего стоит такая пустая жизнь растения. Этот роман со смыслом с философией, как и любой другой классический роман.
Бальзак раскрывает существо буржуазного эгоизма, пагубное влияние его на человека. Герой романа Рафаэль де Валантен приезжает в Париж с самыми лучшими намерениями. Он мечтает о славе ученого и легко мирится с бедностью. Так продолжается до того времени, пока Рафаэль не повстречал на своем пути холодную светскую красавицу Теодору. В Теодоре объединились чрезмерное богатство и обволакивающая роскошь света. Свою личную нищету, голодное прозябание в холодной мансарде Рафаэль имеет возможность теперь сравнить с фантастической роскошью богатых парижских особняков, с бурными удовольствиями столичной жизни! Быть близким к Теодоре — означает приобщиться к недостижимому миру богатства. И Рафаэль совершает все возможное, чтобы разбогатеть. Позабыты заветы отца, честь, благородство, принципы. Но Рафаэль тщетно совершает бесчестные поступки: он не в силах приблизиться к Теодоре. Стыдясь своего морального падения, Рафаэль в скором времени обнаружил, что свет и его яркая представительница — Теодора — холодны и бездушны. Эгоизм, духовная пустота, нравственное ничтожество - вот оказывается, к чему он стремился. Потерпев неудачу в любви и карьере, Рафаэль чувствует себя никому не нужным и решает умереть. Мертвый, он все же чего-то стоит, а живой — он всего лишь имеет талант, не имея ни покровителей, ни друзей. Такова судьба тех, кто в борьбе за успех и богатство терпит поражение, а таких большинство. Но случай дает Рафаэлю возможность испытать все то, что выпадает на долю счастливца. Неожиданная встреча с загадочным стариком-антикваром делает его обладателем фантастической шагреневой кожи. Таинственный талисман всемогущ, как золото в этом продажном мире. С этого момента Рафаэль может желать все, что угодно, и каждое его желание будет выполнено. Но кусок шагрени несет гибель его владельцу. Имея неограниченную власть над людьми и обстоятельствами, Рафаэль оказался в руках у неведомой роковой силы. Каждое исполненное желание сокращает его жизнь, а шагрень, уменьшаясь в размерах, напоминает ему о неминуемом приближении смерти. Всесильное могущество, приобретенное такой дорогой ценой, страшнее чем бедность и безвестность. И Рафаэль напрягает всю свою волю для борьбы со своими неуемными желаниями. Он становится законченным эгоистом, равнодушным ко всему и всем, он представляет, что вселенная закончилась, что она спрятана в нем. Такой конец имеет философский смысл существования эгоиста. Развращенный эгоизмом человек чужд интересам других людей, а его могущество, обращенное на исполнение только корыстных помыслов, не имеет смысла и отвратительно. Смертельно больному Рафаэлю, всеми оставшимися силами цепляющемуся за свою жизнь, приходится испытывать на себе действие эгоизма богатеев. Его выгоняют из общества, его обходят стороной, с циничным равнодушием относятся к его физическим и нравственным страданиям. Жизнь любого человека состоит из случайностей, но большинство из них покидает мир в гармонии с самим собой и с миром приютившим его. Рафаэль же до конца, до последнего вздоха не доволен собой и корит себя за слабость.
Мне кажется автор хотел таким образом показать нам - безусердное исполнение желаний, не может привести к счастью. Даже если не заключены никакие сделки с неведомыми силами.
Что происходит с людьми, которым от рождения дано все, без малейшего их усилия, без потребности трудиться? История и опыт показывают, зачастую они разрушают себя. Желание, которое сбылось, вызывает удовлетворение и личностный рост, только в случае, если его исполнению, предшествовали значительные усилия. Этот путь, который свершил человек, и вызывает ощущения счастья, делая мечту сладкой, продлевая тем самым жизнь, делая ее гармоничнее и осознание.
Но это мое личное видение романа, может другой читатель составит другое мнение. Классик писал очень глубоко и основательно, рассматривая человеческую душу и пороки.
Впрочем читайте сами и делайте свои выводы, а то я что-то разошлась...P.S: Будьте аккуратны со своими желаниями....
51775