Рецензия на книгу
Ready Player Two
Эрнест Клайн
BlackGrifon16 декабря 2025 г.И жили они бесконечно и счастливо
Жизнь в игре и игра в жизни. Сколько в этом банального. Но секрет успеха Эрнеста Клайна в какой-то подростковой непосредственности и искренности. На удивление роман «Второму игроку приготовиться» вышел еще более драматичным и захватывающим, чем предыдущий. Тут снова можно порассуждать об индустрии бульварной литературы с ее мощной системой поддержки в виде литагентов и редакторов. Но припишем все заслуги Клайну. И не обойдем вниманием переводчика Веру Сухляеву, благодаря которой глаза скользят по строчкам, не запинаясь.
Итак, Уэйд выиграл битву за наследство цифрового олигарха, но проиграл человеческую жизнь. Виртуальное пространство поглотило склонного к одиночеству парня. Эрнест Клайн эффектно, с широтой фантазии, расписывает, как герой обустроил свой быт, обеспечил безопасность и создал счастье затворника. Но, конечно же, по законам жанра вмешивается сучий случай. И у Уэйда находится превосходящий его по силам враг, лишенный всяких нравственных стоп-кранов. Потому что он уже не человек, а совершенное и злое цифровое существо Анорак. Впрочем, автор честен о своем герое. Если бы новый игровой босс не угрожал лично Уэйду, то тот бы пренебрег жизнями миллионов, чтобы его оставили в покое.
И вот команда молодых игроков, в прошлом друзей, вновь в сборе. Главное испытание – не внешний враг, а их собственные демоны, толкающие на роковые ошибки. Здесь писатель тоже ничего не изобретает, но добросовестно пользуется рабочими тропами (хм, даже каламбур получился) о дружбе, эгоизме, предательстве, влюбленности – в общем, всем тем, чем переполнен young adult. Да и сюжетные приемы тоже напрямую заимствованы. Так, триллер с застрявшими в сетевой игре людьми, которые не могут выбраться из нее живыми в реальности, придумал еще Рэки Кавахара для сериала «Sword Art Online».
Гораздо интереснее линия старшего поколения, и в этом видится главная удача Эрнеста Клайна. С ностальгической лирикой он разматывает отношения создателей OASIS’а, где тоже были нехитрые чувства любовного треугольника. Именно они спровоцировали в Холлидэе игру в божество. Он тайно создает цифровые копии людей, приближая бессмертие, но сталкивая их с новыми нравственными дилеммами. Можно смело сказать, что Клайн вошел на территорию проблематики, сформулированной лучшими фантастами прошлого – Айзеком Азимовым, Станиславом Лемом, Рэем Брэдбери. Да, препятствия в романе растут на весьма рыхлой почве бульварной литературы, но оказывают нужный эмоциональный и интеллектуальный эффект в приключенческом формате. Клайн не щадит ни своих героев, ни чувства читателей. Нравственные страдания, столкновение с прошлым, острота переживаний самых иррациональных побуждений спасает человеческое в человеке посреди всемогущей цифровой среды.
Возможность отключить электронный рай – одна из центральных психологических интриг романа. И дело не в финансовом благополучии, а в иллюзии счастья, возможности избавиться от трудностей коммуникации с другими людьми, преобразить себя любой маской и испытать любые ощущения без риска разрушить тело. Но душа разрушается. И это расплата за рай, который на самом деле оборачивается цифровой адской бездной.
Жанр требует, чтобы в финале всё вернулось в начало начал, погибшие ожили и каждый получил второй шанс прожить новую жизнь с учетом прежних ошибок. Эрнест Клайн романтик, и он оставляет право сознания на бессмертие, позволив цифровым копиям своих героев остаться в вечности. Ведь они тоже могут чувствовать и развиваться, но уже без багов в алгоритмах.
232,2K