Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Городок

Шарлотта Бронте

  • Аватар пользователя
    likasladkovskaya5 ноября 2015 г.

    "Сверх сил своих стремиться ввысь, на то и небеса"

    Данный роман - порождение викторианской эпохи с её стремлением к положительным образам и дидактизму. В этот период на сцену выступают новые герои - люди невысокого происхождения, но высокие духам, те, что способны преодолеть преграды, установленные обществом, приемом постоянного самосовершенствования. Именно самовоспитание - не биологический, не социальный фактор - основа развития личности, зачастую в условиях, на поверхностный взгляд, этому не способствующих. Однако порой стесненные обстоятельства, давление немилостивого общества, развивают общую сопротивляемость организма, тем самым даря чудесный росток.
    Так произошло с Люси Сноу. Девушка, вышедшая из низов, преодолевая тяжкий труд восхождения от бонны до учительницы английского языка в пансионе для девиц в благосклонно ей городке Виллет. В романе чётко просматривается путь становления личности молодой особы.
    Интересны противопоставления " внешность - внутренний мир". Автор берётся утверждать, что не всегда они соответствуют. И за красивым фанатиком не всегда обнаруживается вкусная конфета и, наоборот, натуральный сок часто упаковывают в неприметный белый картон.
    Однако обидно, что Люси не влечёт сердца мужчин, влюбляется же она в неординарных личностей, основополагающей чертой которых является благородство.
    Таково её чувство к доктору Джону. Однако сколь возвышенная натура эта Люси! Она без оттенка зависти готова уступить любимого той, что покорила его сердце, зная, что соперница у неё достойная. Именно узиев чистоту Полины, Люси готова всячески помогать девушке и отгонять печаль от сердца невинного существа. Так она выступает добрым, смиренным ангелом, стойко переносящие невзгоды, с любящим, бескорыстным сердцем.
    Сильно в романе религиозное начало, словно это манифест протестантов. Однако цель та же - доказать несоответствие внешнего и внутреннего. За возвышенным декором скрывается пустота, как глупость за пышными волосами, ореолом обвивающими хорошенькую головку.
    Католицизм получает от Бронте на орехи за своё лицемерие, приспособлен честно и довление форм над содержанием. Протестантизм же подаётся как стремление сердца, попытка отойти от формальностей во имя истины.
    Развить тему и довести её до логического финала помогает месье Поль, сбросивший оковы религиозности, узрев правдивость доводов в защиту чуждой ему веры. Так, он понимает, что главное - душевные устремления, а не форма их выражение. Когда вера - формализация " я", попытка соотнести себя с обществом, выклянчить вечное спасение за показную милостыню, - она превращается в фарс. Помпезность усиливает комическую сторону, переростая в скрытое тупоумие.
    Именно этого хочет избежать Люси, как, собственно, и других формальностей жизни по правилам.
    Потому не стоит жалеть " серую мышку", она заслуживает не страсти, не восхищения, но верного друга, интеллектуально наполненной равной связи с мужчиной, где она не рабыня, а собеседник.


    Не в четырёх стенах - тюрьма.
    Не в кандалах - неволя.

    Люси оказывается замкнутой в оковах чрезмерной умственной развитости, ей необходимо развить сферу чувств, душевных качеств. Научиться мыслить сердцем, слушая его интуицию, а не доводы рассудка. И у героини это выходит.
    Именно потому роман обладает чрезвычайной дидактической ценностью и , несмотря на некоторую устарелость форм, способен покорить сердца читателей.

    16
    151