Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

A Killer's Mind

Mike Omer

  • Аватар пользователя
    Аноним15 декабря 2025 г.

    “Вот несёт одна мне свои цветы, вот стоит другая, погружённая в мечты...”

    Несколько лет назад я натыкалась на имя Майка Омера буквально везде: книжные блогеры наперебой читали и советовали его динамичные, увлекательнейшие триллеры, реклама, выкладка книг на самых видных местах. Словечко “профайлер” стало всё чаще и чаще появляться и в других произведениях жанра. Навскидку приходят в голову “Человек-тень” Хелен Филдс и “Единственный ребёнок” Со Миэ, те книги о профайлерах, которые я прочитала не так давно. Как оказалось, Майк Омер существенно расширил границы жанра: в соавторстве он выпустил еще и серию о профайлерах-фейри (“Я — Кассандра Лидделл, специальный агент ФБР и пикси, то есть наполовину фейри."), использование слов “пикси”, “фейри” и “агент ФБР” в одном предложении меня скорее развеселило, чем настроило на серьезное чтение о серийных убийцах и маньяках, поэтому эту серию я отложила на потом, а вот с нашумевшим произведением “Внутри убийцы” всё-таки решила ознакомиться.

    Женщина стояла на мосту. Вся её поза выражала задумчивость или даже печаль. Мягкие волосы чуть шевелились и нежно касались бледных щек. Игра света и тени создавала странную иллюзию: лицо женщины, неотрывно глядящей на воду, казалось каким-то восковым, болезненным, а в следующее мгновение это ощущение уже скрадывалось… Другая женщина сидела на пляже. Тонкие руки закрывали лицо, сгорбленная спина, опущенные плечи – поза уже не просто печали, поза глубокого горя. Как подойти к ним? Как решиться нарушить их уединение? Как можно грубо вмешиваться в чужую драму? Да и нужно ли… Не будет ли это расценено как навязчивость, ненужная и неуместная? Застенчивость, равнодушие, банальное невнимание и погруженность в свои собственные дела, а женщины продолжали предаваться печали в бесконечности, которую может обеспечить только смерть. Их видели, но нашли не сразу. Однако, это не слишком помешало следствию: всё равно женщины были мертвы уже несколько дней. Убийца, прозванный газетами Гробовщиком-Душителем, оставил забальзамированных женщин грустить о том, о чем они уже никогда не расскажут… Дело непростое, полиции нужна помощь. А кто лучше справится с практически невыполнимой задачей – понять, что на уме у убийцы, и каков его следующий шаг – как не профессионал по криминальной психологии, профайлер, человек, который когда-то в одиночку, в возрасте всего четырнадцати лет сумел вычислить маньяка, убивавшего молоденьких девушек в маленьком городке? Такой человек у ФБР есть – это Зои Бентли, ершистая, несговорчивая, угрюмая и не слишком любящая работать в команде.

    Книга читается удивительно быстро. И дело тут не только в увлекательности, которая, безусловно, присутствует, но и в лёгкости текста, несмотря на довольно мрачный сюжет. От этого возникает какое-то двойственное впечатление от книги. В целом история мне понравилась: в ней присутствует хорошая динамика, юмор, нетривиальная интрига, персонажи вполне живые, автор постарался придать им индивидуальности, многомерности за счет не только профессиональных качеств, но и за счет бытовых подробностей и мелочей, которые раскрывают их “домашнюю” сторону. Иногда в довольно абсурдном ключе, но это забавно. И тем не менее, несмотря на все эти плюсы, “Внутри убийцы” показалась мне неплохой книгой на один раз, но не более. Наверное, как всегда, сыграли свою роль завышенные ожидания, созданные шумихой вокруг автора и его произведений.

    У Майка Омера мне не хватило “Шерлока Холмса”. Так я называю интеллектуальную составляющую всех триллеров-детективов, где есть человек, на чьи плечи возлагаются надежды на поимку преступников. От Зои Бентли, как опытного психолога, специализирующегося на составлении профилей серийных убийц, я ждала более интересной, более тонкой работы, чем “обратите внимание, загар у неё везде, даже на пальце под кольцом, а это значит… (в это время полиция отмахивается от её слов: да ну что вы, это же не важно!), что кольцо было надето позже!” (цитата не точная, но суть передаёт). Хотя, если вдуматься, это Шерлок Холмс в чистом виде, я так и вижу сцену, где Роберт Дауни выдаёт такую же информацию, внимательно глядя на невесту Ватсона (живую, к счастью). Но если серьёзно, интеллектуальной игры, работы ума и дедукции в книге действительно маловато, я не увидела ничего такого в работе Зои Бентли, до чего не смогла бы докопаться полиция или её же напарник Тейтум Грей.

    Внимание, в следующем абзаце будет немного спойлеров.
    Еще один момент, который оставил меня в недоумении, это линия Зои и серийного убийцы из её детства. Учитывая, какую работу выбрала Зои, её связи в ФБР, странно, что она ни разу не попыталась выяснить его местонахождение, проследить, его жизнь после отъезда из Мейнарда. И еще более странно, что в полиции отмахивались от стопки конвертов с галстуками, которые Зои получает всю жизнь. Можно было бы списать такую небрежность на боязнь показаться зацикленной на убийце из прошлого, на желание оставить это и как-то забыть. На что автор вроде и намекает. Но есть одно но: убийца всё так же опасен и всё также убивает. В данном случае, это уже просто профессиональный и гражданский долг Зои пойти в полицию и заставить себя слушать, или начать собственное расследование, как это очень любят авторы детективов-триллеров. Возможно, Майк Омер придержал противостояние профайлера и преступника для следующей книги. Но тем не менее, эта линия меня немного удивила своей подвешенностью.

    А в остальном книга очень читабельная, понимаю, почему она многим зашла. Слог лёгкий, события развиваются динамично, без провисаний. В какой-то момент повествование раздваивается, и параллельно идут два расследования в прошлом и в настоящем: Гробовщик-Душитель бальзамирует свои жертвы в Чикаго, а в чем-то схожий с ним почерком мейнардский убийца терроризирует городок, в котором выросла Зои. Хотя признаюсь, главы про прошлое Зои мне показались даже интереснее, чем основное расследование в настоящем.

    А вот ажиотаж вокруг Омера остался мне непонятным. Да, книга неплоха, но подобных триллеров про маньяков и серийных убийц с детективной линией довольно много. Я бы даже сказала, “Внутри убийцы” – история простоватая, единственная фишка которой – это убийца-бальзамировщик. Возможно, слегка подпортил впечатление от Омера еще и тот факт, что я уже читала книгу с похожей мотивацией у убийцы, это был уже упомянутый роман “Человек-тень” Хелен Филдс, которая, видимо, вдохновилась успехом коллеги по перу. Линия расследования у Омера довольно слабая. А это всегда работает в минус в детективах. Супер профайлер, звезда криминальной психологии не выдаёт, по факту, ничего экстраординарного. Её идеи и достижения выглядят солидно лишь на фоне невыразительной и нерасторопной полиции и, конечно же, совершенно бездарного оппонента и конкурента-профайлера. Помимо очевидных фактов гений Зои Бентли внёс не так уж и много в расследование. Как я уже отметила, к таким выводам легко мог прийти даже её напарник, который вовсе не психолог.

    Финальный аккорд о прошлом убийцы меня скорее разочаровал, чем восхитил. Мне он показался гротескным по всем параметрам, всего там было слишком: и ужаса, и отвращения, и психологической травмы. Отчего и весь этот театр с забальзамированными жертвами в какой-то момент стал казаться именно театром, теряя в реалистичности и нагнетании напряжения. Думаю, именно поэтому история серийного убийцы из прошлого Зои стала в какой-то момент казаться интересней, живее и намного страшнее, чем во многом постановочные (и в плане того, как автор выстраивал сюжет) и даже отчасти клишированные (в плане детских травм и страданий) злодейства Гробовщика-Душителя, который начал походить на лирического героя песен группы “Король и шут”:

    “Я часто вижу страх в смотрящих на меня глазах,
    Им суждено уснуть в моих стенах,
    Застыть в моих мирах,
    Но сердце от любви горит, моя душа болит,
    И восковых фигур прекрасен вид…”

    Не спорю, весь этот антураж с бальзамированием не лишён оригинальности, но всё-таки с куда большим замиранием сердца я следила за маньяком, чьи методы были грязнее, приземлённее, проще, но оттого страшнее. Вот от тех глав веяло холодом, там я переживала за персонажей. и убийца вызывал неподдельный ужас. В этой части книги Омер был хорош. А вот “своих фантазий страждущий герой”, с которым Зои столкнулась в Чикаго, его кинематографичный способ умерщвления вызвали в памяти фильм “Клетка” с Дженнифер Лопес и Винсентом Д’Онофрио (там, кстати, психиатр с помощью передовых технологий, не фигурально, а реально проникает в разум серийного убийцы). Так вот, фильм безумный, каждый кадр – искусство, красивый до невозможности и настолько же противный и отталкивающий (да-да, Лопес – это не только “Госпожа горничная”), он за гранью реальности, как страшная сказка. Вот и основная линия ”Внутри убийцы” вкупе с шокирующим финалом, которые так любят авторы бестселлеров, оставляет налёт какой-то “ненастоящевости”, что сводит на нет усилия Омера напугать и заставить сопереживать, остаётся только мрачная красота страшной сказки:

    “Вот несёт одна мне свои цветы,
    Вот стоит другая, погружённая в мечты.
    Я пытался их до смерти рассмешить,
    Но пришлось, как в старой сказке просто задушить!”

    4
    51