Рецензия на книгу
Шаги по стеклу
Иэн Бэнкс
Arlin_4 ноября 2015 г.Есть книги, которые не ставят точки. Читая последнюю страницу, вы не получите ответы на все вопросы - наоборот, встречаете все больше тайн и загадок. С последней страницей роман не заканчивается, ведь можно снова вернуться к первым строчкам и - искать, напряженно искать между строчек ускользающую истину, ведь при первом прочтении некоторые детали мозаики неизбежно теряются. И я не уверена, что второе прочтение расставит все по своим местам - слишком многопланов роман Иэна Бэнкса.
Эта книга - мозаика с огромным количеством деталей, и после прочтения каждый увидит то, что способен увидеть в меру своего знания, внимательности, удачливости и еще множества условий. На первый взгляд не связанные между собой сюжетных линии трех героев: без памяти влюбленный художник, в очередной раз уволенный с работы параноик и старик, ставший узником загадочного Замка. Три разных по жанру истории - реалистичная (даже натуралистичная временами), модернистская и фэнтезийная. Однако в каждой истории постепенно появляются различные намеки и аллюзии, которые свидетельствует о непосредственной связи всех линий.
История каждого героя имеет свою систему отсчета. У художника Грэма Парка это улицы, которые он проходит на пути к своей возлюбленной. Каждая из них прекрасна, ведь ведет к исполнению всех его желаний - нужно только пройти этот путь до конца. На этом этапе происходит подмена понятий - успех всего предприятия связывается лишь с преодолением расстояния. Примечательно, что на обратном пути узнавший правду Грэм видит всю грязь - пошлости, насилие - и бросает в этот же канал рисунки - символ своей возвышенной любви.У параноика Стивена Граута это люди, с которыми он общается. Каждый из них объективно нормален, но в глазах Граута все они или Мучители, или друзья. Вежливый клерк из службы занятости, конечно, участвует в заговоре против Граута - выдумывает какие-то законы и нарочно путает Граута, чтобы не давать ему пособия. А вот пьяница мистер Шарп, несомненно, друг - ну и что, что занял деньги и стащил вещи, зато говорил доброжелательно. В конечном итоге ведь именно Стивен оказался прав - они лишили его памяти, лишили знания и заставили быть счастливым в этой клетке-жизни. Счастливым настолько, что ни Ключ, ни Выход ему уже не нужны.
У узников Квисса и Аджайи системой счисления являются игры. Каждая новая игра с очередными абсурдными правилами - это новый этап в их существовании: от желания бороться и победить до ярости, от ненависти до полного безразличия. Время здесь - понятие ненужное: оно иначе течет, его сложно измерить. Три истории, развивающиеся вроде бы параллельно, на самом деле очень неравномерны: несколько часов длится путь Грэма; несколько дней занимают блуждания Граута; больше двух тысяч дней продолжаются игры Квисса и Аджайи. Однако при субъективной оценке все выглядит с точностью до наоборот: рассказ Грэма насыщен событиями, а бытие Квисса монотонно и бессмысленно.
Интересно, что каждая история изначально обречена на провал. Несмотря на словесные доказательства обратного (Грэм уверен в любви Сэры; Граут убежден в собственной правоте; Квисс полон решимости разгадать загадку), чувствуется авторская воля. Вроде бы безоблачная романтика Грэма не может окончиться хеппи эндом: хотя развязка и кажется внезапной, но не думаю, что кто-то верил в успех этого похода. Удивление возникает из-за отличия финала от той банальности, которая напрашивается изначально.
Еще более заметно авторское предопределение в истории Граута - стремление найти Ключ и Выход заранее кажутся абсурдными, и в конце автор снова удивляет читателя, ведь в буквальном смысле герой их нашел, но не дошел до финальной точки, так как снова произошла подмена: метафорические обозначения оказались заменены реальными.
Линия Квисса и Аджайи менее очевидна. Во-первых, это более нереальное повествование, чем у Граута, поэтому воспринимается иначе. В рамках отдельно взятой истории цель кажется выполнимой. Да, загадки и игры сложны, но сама атмосфера Замка предполагает это. Во-вторых, эта история как бы подводит итог двум предыдущим. У меня даже была мысль, что судьбы Грэма и Граута зависят от финала третьей истории.В конце романа Бэнкс не раскрывает все карты, и у повествования нет однозначного финала. Читатель сам должен решить, кому ему верить.
13142