Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Это – убийство?

Джеймс Хилтон

  • Аватар пользователя
    Аноним14 декабря 2025 г.

    Когда поэт мнит себя детективом.

    Роман принадлежит к раннему творчеству Джеймса Хилтона. Он был впервые опубликован в 1931 году под названием «Убийство в школе: детективная фантазия». Автор подписался псевдонимом Глен Тревор. Своё настоящее имя Хилтон поставил на обложке романа двумя годами позже, в 1933-м, когда книга вышла в США под названием «Это — убийство?» (из биографической справки).

    Вопросительный знак в названии книги не случаен — персонажам придётся столкнуться с тремя смертями, но ни об одной из них нельзя с уверенностью сказать, что это было убийство. Интрига сохранится до последних страниц. И даже заключительная глава, в которой автор прикрепит один из ярлыков (несчастный случай/убийство/самоубийство) к каждому конкретному случаю, даёт читателям возможность строить собственные предположения.


    Ведь удачное убийство — не просто такое убийство, когда преступник не найден, а такое убийство, когда ни у кого даже не возникает подозрения, что это могло быть убийством!

    Поэтому не стоит удивляться, почему глава Оукингтонского учебного заведения написал приглашение Колину Ривеллу вместо обращения в полицию. У директора не было ничего, что можно было бы предъявить суду, да и сам суд присяжных признал смерть Роберта Маршалла несчастным случаем.


    Однажды в библиотеке пропал довольно ценный манускрипт, и Ривелл с помощью дедуктивной логики сумел проследить путь книги; в конечном счете она была найдена.

    Именно этот незначительный факт сыграл решающую роль. Отсылая Колину Ривеллу приглашение на «вечеринку однокашников», доктор Роузвер, исполняющий роль директора Оукингтонской школы, надеялся получить от бывшего ученика помощь в деликатном деле расследования смерти одного из учеников.
    Первый приезд в Оукингтон не принёс никаких результатов, зато главный герой познакомился с основными действующими лицами, кое с кем подружился, определился с симпатиями и антипатиями. Через некоторое время случается смерть старшего брата — Вилбрема Маршалла, которую тоже списывают на несчастный случай. Второй раз приглашать Ривелла не потребовалось — он примчался сам. У него и подозреваемый имеется — неприятный школьный эконом мистер Эллингтон, являющийся ближайшим родственником погибших братьев...

    Детектив получился чуть затянутым, так как главный герой относится к натурам романтическим (он даже пытается сочинять полновесную стихотворную поэму в духе байроновского «Дон Жуана»), что не идёт на пользу логическим рассуждениям, особенно, когда в событиях замешана одна милая особа. Колин Ривелл не столько анализирует события, сколько подгоняет их под придуманную теорию. Думаю, что все читатели (как и я) догадаются о настоящем преступнике куда раньше, чем сам горе-сыщик. Хорошо, что расследованием занялся Скотланд-Ярд, иначе финал произведения получился бы иным.


    Если убийца возомнил, что он умнее всего человечества, то начинает смотреть на убийство просто как на способ избавиться от неугодных ему людей. Поверьте, Ривелл, я изучал этот вопрос. После двух успешных убийств человек частенько совершает третье.

    И не прочь совершить четвёртое...

    64
    118