Рецензия на книгу
Амалия
Сюльви Кекконен
AnastasiyaKazarkina13 декабря 2025 г.Она просто жила.
Эта небольшая повесть финского писателя Сюльви Кекконена оставила во мне неизгладимое впечатление. Уже достаточно много времени прошло с момента прочтения, а я до сих пор ощущаю какую-то тоску, думая о главной героине книги.
Амалия - крестьянка. Выросшая в семье зажиточного фермера.
Фермерские хозяйства богатыми не бывают просто так. За хорошим доходом всегда стоит титанический труд и грамотное управление. Однако всегда находятся люди, которые видят в достатке только благосостояние, не особенно задумываясь о том, как это благосостояние даётся. Чаще всего таким образом рассуждают люди, которые не имеют подобного достатка. И здесь я всё время вспоминаю, что дело не в том, что кто-то родился с золотой ложной во рту, а в том, что кто-то работает, а кто-то просто лодырь.
Амалия, унаследовав часть фермы отца, продолжает вести хозяйство. Автор подробно рассказывает о том, как она ухаживает за животными, как доит, как обдумывает постройки, как убирает дом, как печёт хлеб и прядёт. Тягучим, неторопливым языком ведётся повествование, что усиливает ощущение рутинности труда главной героини.
У Амалии есть муж. Он когда-то был батраком на ферме отца Амалии. Человек он вроде бы тоже вполне трудолюбивый. Но есть кажется незаметное на первый взгляд, но огромное отличие между отношением Амалии к труду и хозяйству и отношением к этому же её мужа. Амалия как рачительная хозяйка сама без напоминания знает что, где и когда надо сделать. Мужу же постоянно приходится говорить, чтобы он что-то сделал. Муж, получив в собственное владение ферму так и остаётся батраком, выполняет только то, что указано. Естественно, что в конечном итоге Амалия бросает ему в лицо то, что он заслуживает таким отношением - она в ссоре напоминает ему, что всё хозяйство принадлежит именно ей.
Муж Амалии появляется на ферме время от времени, потому что идёт война, речь здесь о Второй Мировой. Он приезжает в отпуск. Часто до дому сразу не доезжает, считает нужным погулять в городе в кабаках в обществе продажных женщин. Действительно, для чего торопиться к жене и сыну, туда, где его ждёт тяжёлая физическая работа, если отпуск короток, нужно погулять, а жена и так справляется.
Надо отметить, что труд Амалию вовсе не тяготит, ей действительно нравится заниматься фермой. Единственное, что её иногда печалит - мало времени остаётся для чтения. Читая, Амалия погружается в мир чужих фантазий, мир чужих придуманных жизней, где получает отдохновение.
Однажды муж не возвращается из отпуска, на него приходит похоронка. Это очень сильный эпизод в повести. Автор описывает реакцию на известие разных людей: золовки, матери, сына и самой Амалии. Реакция Амалии может показаться изначально странной. Однако её молчание, то, что она деловито принимается за приготовление поминок, не забывая при этом о рутинной фермерской работе, по-моему, характеризует как раз великую степень горевания. Когда нет слёз, когда человек механически продолжает привычную свою деятельность. Шок от известия, желание от него отгородиться, его неприятие.
Старшая дочь Амалии умерла во младенчестве. У Амалии есть ещё один сын. После смерти мужа они остаются вдвоём. Амалия продолжает жить так же как раньше. Сказать, что жизнь без мужчины её сильно изменилась нельзя. Стало труднее, однако Амалия справляется. Один цыган пытается ухаживать за ней, говоря об этом, автор показывает читателю мотивы ухаживающего, первое, о чём тот рассуждает - Амалия хорошая работящая женщина. В сельской местности зачастую важным является именно это, а не любовь-морковь и какие-то ещё эфемерные сентенции. Однако, Амалия не задумывается о новом замужестве. Она занята работой и сыном. И не то, чтобы так устаёт, что ни на что больше нет времени и желания, а просто не видит в этом смысла. Ей хорошо и привычно.
И наконец выросший сын приводит в дом жену. И вот тут мне становится безумно тоскливо за Амалию. Невестка мыслит категориями какими-то выдуманными. Пытается создать в доме видимость, картинку, которую она подсмотрела в журнале и о которой кто-то ей что-то наговорил. Обзаводится новой нефункциональной мебелью, делает перестановки в доме. Есть, конечно, и полезные новшества, например, она пытается механизировать некоторые работы на ферме. Однако, даже привнесение полезных изменений невестка производит не из грамотного расчёта, а исключительно по веянию моды.
Амалия относится в общем-то к этому вполне спокойно и признаёт, что некоторые изменения всё же необходимы и надо облегчать труд и идти в ногу со временем. Но основная беда заключается в том, что все изменения происходят тогда, когда Амалии в доме нет, когда она на работе. Невестка не говорит со свекровью, ничего не обсуждает. Просто приносит новое в дом, а старое выносит в комнату Амалии. Конечно, это вот выдворение старых вещей может быть с точки зрения невестки происходит потому, что она не решается что-то выкинуть без разрешения свекрови и что таким образом она пытается выказать уважение, однако на самом деле это выглядит так, будто комнату Амалии воспринимают как чулан для ненужных вещей, которые жалко выбросить. Вскоре и сама Амалия начинает чувствовать себя такой же устаревшей вещью, которую просто жалко выбросить.
Не желая терпеть такое оскорбление Амалия принимает решение уехать в город к семье брата. И уезжая вместо того, чтобы почувствовать горечь, Амалия внезапно обнаруживает, что с её плеч свалился огромный груз. Ей впервые в жизни не нужно нести ответственность за благополучие дома, фермы, хозяйства. Она впервые едет туда, где ей не нужно будет ничего решать, где ей просто скажут что и как делать, а она сделает.
Интересная повесть.
45113