Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Щелкунчик

Эрнст Теодор Амадей Гофман

  • Аватар пользователя
    Аноним12 декабря 2025 г.

    Жизненный квест от Дроссельмейера или что важнее в подарке - красота или задача ?

      ♫♩ ♪ ☊ ..ιllιlι. П.И. Чайковский ❆ ❆ ❆

    Один только взгляд на елочные украшения и огоньки пробуждает в моей голове целый оркестр, который исполняет "Танец феи Драже". И пока в мире есть  Новогодние елки, пока Гринч не украл Рождество - эта хрустальная мелодия будет играть на струнах моей души, напоминая о зимней магии!

    История "Щелкунчика" неразрывно связана с Новогодними праздниками, чудесами и волшебством!

    Но в этот раз, читая сказку Гоффмана, помимо ностальгии и атмосферы чудес, я получила вопрос : а не сходить ли мне к психотерапевту.... ? ))) Современность привела к тому, что , глядя на милого Щелкунчика,  я обнаруживаю отсылки к Body horror, а мечтательная Мари становится примером травмированного ребенка, открывающего для себя альтернативную реальность из-за непонимания взрослых )))

    Шутки шутками, но что-то мне подсказывает, что Эрнст Теодор Амадей Гофман писал для будущих взрослых, рассказывая им о предстоящих жизненных испытаниях, затаившихся под мишурой сказки. Он предостерегал, что за светом праздничных гирлянд прячутся ужасные трудности, с которыми нам предстоит столкнуться. Но важно то, что Гофман совсем не является мрачным  пессимистом. И испытания, которые он обрушивает на героев, - не бессмысленные страдания, а  этапы на пути к счастью.

                         Под Новогодним блеском привычного сюжета,  я нашла рядсерьезных и интересных тем: 

    ❆ Спрятанная реальность. Мы не находим здесь четкой границы между сном и явью,  и в этом кроется главная загадка Гофмана. А что если границы реального можно отодвинуть дальше, чем мы думаем ?

    Аллегория внутренней борьбы взрослеющей Мари. Это война между благородным "я" и низменными, разрушительными силами, символом которых становится мышиный король.

    ❆ Двойственность мира. Вся сказка построена на противопоставлениях : сонь/явь, красота/уродство, взрослые/дети, магия/механика. И все это создает единое целое, нужно только принять все стороны одной медали.

    Жизненный наставник. Открытие для меня! Только во взрослом возрасте я наконец "заметила" такого интересного и загадочного персонажа как Крестный! Именно Дроссельмейер ведет героев, подкидывая не только сложности, но и инструменты  для их прохождения. И именно эти сложности способствуют преображению героев!

    Триумф внутреннего над внешним как итог взросления Мари. Она проходит свой путь, поборов боль, непонимание, страх и получает "свой мир" через победу души над правилами скучного мира.

    Щелкунчик Гофмана многослоен и каждый найдет что-то интересное, исследуя лабиринты этой сказки. Мне кажется,  нам хотели сказать, что волшебство требует усилий и риска.  Что наши самые большие страхи ведут  к нашему личному "королевству", но за него придется побороться. Предстоит посмотреть в глаза уродливому, странному Щелкунчику и не отвернуться... И тогда мы найдем нечто важное там, где другие видят лишь сломанные игрушки. 

    Правда при взрослом прочтении мои мысли невольно провели печальную  параллель со следующим стихотворением : 


    Картонный рыцарь, тряпичный паж,
    А кругом — мишура, мишура...
    Ты ушла. И опять — вояж
    В бесконечную эту пору...
    И опять я один, и опять —
    Тот же сон о картонном рыцаре,
    О бумажном его закате,
    О его запоздалой мести...
    Александр Блок 

    Впрочем, для получения удовольствия не обязательно искать тайные  смыслы и загадки. Можно просто  насладиться атмосферой согревающей и волшебной сказки, в которой оживают игрушки, слышится звон колокольчиков, чувствуются запахи хвои и пряников. 

    45
    563