Рецензия на книгу
Сентиментальный роман
Вера Панова
ReadGoodBooks12 декабря 2025 г.Великая вещь — слово одобрения! Грудная клетка у человека становится шире от слова одобрения, поступь легче, руки наливаются силой и сердце отвагой
Это произведение сложно назвать просто «романом». Это скорее мощный срез эпохи, запечатленный в судьбах молодых и яростных.
Перед нами – 1920-е годы, время ломки старого мира и строительства нового. Южный городок, кипящий событиями, становится фоном для истории молодого журналиста Шурки Севастьянова и его друзей-комсомольцев. Они живут взахлеб, их идеалы – это служение революции, а главный враг – ненавистное «мещанство». Под этим понятием они подразумевают всё: от мечты девушки о лакированных туфлях до… самой любви. Да, Шурка убежден, что любви не существует, а если где-то и пробивается это «пережиток», его нужно вырвать с корнем как признак слабости и пошлости.
Ирония заложена уже в самом названии. Панова мастерски показывает, как теория сталкивается с практикой жизни. Шурка, этот непримиримый борец с чувственностью, сам становится его заложником. Любовь врывается в его жизнь не как нежное чувство, а именно как катастрофа, как стихийное бедствие, против которого у его догм нет никакого противоядия. И в этом – главная сила книги. Мы наблюдаем не за красивой мелодрамой, а за мучительным внутренним конфликтом, за попыткой человека убежать от собственной природы.
Чтение это нельзя назвать легким. Герои с их максимализмом и порой жестокой прямолинейностью вызывают противоречивые чувства. Их категоричность, их готовность растоптать всё «сентиментальное» во имя светлого будущего может отталкивать. Но именно эта сложность и делает роман таким ценным. Панова не судит, она понимает и показывает. Она проводит тончайшее исследование психологии молодого человека той эпохи, зашоренного во многом неактуальными для современного читателя идеями, но остающегося живым человеком с его страстями и слабостями.
«Сентиментальный роман» – это не история о любви. Это история о том, как любовь ломает идеологические шаблоны. О том, как юношеский максимализм сталкивается с непреложными законами человеческого сердца. Книга заставляет задуматься о цене, которую платят люди за свои убеждения, и о том, что остается от человека, когда он пытается отрицать в себе чувства.
В 1976 году роман удостоился одноименной экранизации режиссёра Игоря Масленникова, известного по своим фильмам о Шерлоке Холмсе. Картина довольно точно следует за сюжетом книги, став одной из заметных и уважаемых экранизаций советской классической прозы. В главный ролях: Елена Проклова, Елена Коренева, Станислав Любшин, Людмила Гурченко, Владимир Басов, Михаил Боярский, Николай Караченцев, Олег Янковский.
530