Рецензия на книгу
Странствия убийцы
Робин Хобб
Аноним12 декабря 2025 г.«Мы знаем, кто мы есть. От того, сколько раз ты убил, не станет ни лучше, ни хуже»С начала книги, я просто проваливаюсь в образы. Там, где Фитц после спасения скрывается вместе с Барричем и, измученный, наговорил ему грубостей… Как Чейд отчитал его, напомнив, что большинство бед можно было бы избежать, прислушайся он хоть раз к советам других. О да, насколько же безжалостно прав он был. Фитц многое навлек на себя сам.
И в этой сцене, Фитц хотел бросить всё и уйти, но не смог: лег у камина, свернувшись клубком, и ждал возвращения Баррича. Когда тот пришел, он не сердился. Просто устроил себе лежанку и рассказал свою жизнь — от детства до службы королю. И, боже мой… я будто стоял там сам: видел, как языки пламени скачут по его лицу, и одновременно смотрел на отвернувшегося к стене Баррича, рассказывающего историю своей жизни. Я стоял между ними — слушал, переводил взгляд то на одного, то на другого. Как Робин Хобб так делает? Как переносит меня прямо внутрь сцены? Не знаю. Но вторая глава — «Расставание» — пробрала до дрожи.По мере чтения я часто натыкался на подробные объяснения магии Дара — способности видеть и чувствовать глазами зверя. Казалось, Хобб намеренно раскрывает её глубже. Но мне это показалось лишним: я помнил фильм «Повелитель зверей» 1982 года, который прекрасно отображает такое взаимодействие с животными. Иногда складывалось впечатление, что Хобб могла вдохновляться чем-то подобным, ведь написанный ею цикл вышел после 1995 года.
«Я отказывался беспокоиться о том, чего не знаю. Я просто буду двигаться вперед, день за днем, пока не достигну цели. Этому я научился, пока был волком»Один момент я так и не понял. Ночной Волк решает оставить Фитца ради встретившейся стаи. Хобб изображает это как дикую ревность к потере шерстяного друга… но меня мучил вопрос: если Дар позволяет чувствовать животных, почему Фитц не мог найти другого зверя? Почему обязательно рвать связь? Это же лес — там полно живности. Но ладно, так задумано...
Удивила сцена, когда Фитц, спасаясь от преследования, отправляет свою кобылу обратно в конюшню, внушив ей образ ведра с овсом. А спустя пару страниц он грабит белку — берет её орехи, но саму белку съесть хотел бы, но не может поймать. И тут я подумал: кобыле внушить ты смог, а белке внушить «не бойся» — уже нет? Ну да, художественный вымысел, так нужно...ладно..
Очень понравились главы путешествия с контрабандистами, уход от погони, зимние леса, горы, ущелья… Как я уже говорил, Роббин Хобб просто замечательно врывается в твой разум и рисует полотно сюжета окружающего мира.. ну просто умничка.. ты чувствуешь снег под ногами, лед под собой, холодный ветер, слышишь хруст еловых веток. В эти моменты я буквально жил в книге.
Ближе к середине книги, я наконец понял: беднягу Фитца били, резали, кололи столько раз, что хватило бы на троих. И всё же — без этого было бы не так интересно. Мне точно.
После воссоединения в Джампи, когда отряд устроил лагерь в снежную бурю в поисках Верити… Как же тепло было читать сцену, где Волк тащит огромную кабанью тушу, чтобы накормить всех. Они давно не ели мяса, и каждый почесал его за ухом в благодарность. Когда читаешь это — словно попадаешь в большой шатер с печкой: снаружи метель, ветер сгибает деревья, а внутри — тепло, запах тушеного мяса, горячий чай, арфа министреля и довольный волк, грызущий часть своей добычи. Как же захотелось туда попасть.
«Это стая», — удовлетворенно заметил Ночной Волк из своего угла. И я мог только согласиться.Понравилась линия с Кеттл, когда у Фитца из-за избытка силы возникает «биполярка». Она придумывает удерживать его разум игрой в камни, чтобы он не терял концентрацию. И я задумался: ведь в жизни у каждого бывают моменты, когда нужно отвлечься от ненужных мыслей. Тут я невольно посмотрел в сторону шахмат..
Была и забавная сцена, когда министрель Старлинг решила, что Шут — переодетая девушка. И диалог между ним и Фитцем, где тот просил прекратить слухи, потому что некоторые уже решают, что Шут его тайно любит. Шут же, в насмешку, публично признался ему «в любви», дав понять, что это просто мужская дружба, прошедшая испытания. Меня в этот момент пробрал холод: если когда-нибудь экранизируют… Господи, только бы не Netflix. Иначе сделают «Горбатую гору» там, где её и близко нет.
Вообще в книге ужасает другое: Волк проникает в разум Фитца, Фитц — в разум Шута, Верити постоянно шарится в его голове. Это глубокие, непрошенные слияния, когда никто не остается один на один со своими мыслями. Если задуматься — Билли Миллиган отдыхает. Не каждая психика выдержит такое.
Последняя часть книги кажется спокойной… но это нужно, чтобы в конце огреть читателя парой мощных сюжетных ударов. Так что терпение окупается. Между Фитцем и Молли — вскрывается важный момент (без спойлеров). От себя скажу: считаю происходящее виной Фитца и его юношеского максимализма, а не «стекольного дома», как многие говорят. Думаю, Хобб хотела показать, что в жизни нужно больше думать головой, и что большинство проблем он создает себе сам — увлекшись своим не всегда к месту «ура-патриотизмом».
«И на самом деле оба вы по-настоящему любили не друг друга. Вы любили утро вашей жизни. Это была ваша весна, и жизнь бурлила в вас, а война стояла на пороге, и тела ваши были сильными и прекрасными»Но раз меня учили искать в книгах прежде всего хорошие образы — а здесь их просто уйма — те некоторые сюжетные дыры я готов простить, и списать на - «Художник так видит». Наши ошибки делают нас особенными, так почему бы и этой истории не выделяться своими плюсами и минусами?
Замечательное окончание трилогии. Рекомендую к прочтению.
И напоследок — друзья, я знаю, что одни и те же люди ставят лайки под моими рецензиями, и я вам искренне благодарен. Но мне безумно интересно — читаете ли вы их действительно полностью или ставите лайк «для рейтинга». Если вы дошли до этого последнего предложения, просто оставьте точку в комментариях. Мне будет приятно. И спасибо вам еще раз.
662