Рецензия на книгу
Сорока на виселице
Эдуард Веркин
Аноним12 декабря 2025 г.... Небо на Регене почти всегда серое. Это не такой серый, как на Земле, настоящий, плотный, я от него глохну. Небо-войлок.
Сначала я думала, что это будет самая моя короткая рецензия: ничего не поняла, но где записаться в синхронные физики?
Потом решила всё-таки сказать. Скажу.
Для меня Веркин над-рационален. Я его книги больше живу, нежели пытаюсь постичь разумом.
«Сорока на виселице» — книга-пазл для всех и каждого — вот он, пример для проверки вашего (да-да, моего и вашего) способа сборки модели реальности. Каждый соберёт что-то своё.
Я в этой книге встретила любимого Веркина-стилиста, Веркина-кулинарного эстета; я встретила чужое небо и бесконечную неутолённую тоску, тепло бока пантеры, ледяной холод воды, ломающую мозг геометрию, запах и вкус крови, совершенный хоррор, совершенный анекдот и многие другие кусочки пазла моей личной истории, но, безусловно, каждый из нас читает текст, исходя из собственного контекста.
О контексте автора я могу лишь гадать.
Но что-то подказывает, что мы с ним близки.
Есть и иные прочтения. Я прочитала уже с десяток рецензий о «Сороке на виселице», и все они разные и о разном.
Потрясающе.
Конечно, я сразу пошла к Антон Осанов , потому что со времени «снарк.снарк» Антон для меня — рациональный проводник к Веркинским мирам (ссылка на рецензию — в комментариях).
У Антона я, как и в прошлый раз, нашла ответы на некоторые свои вопросы (отдельный вопрос, конечно, как можно быть уверенным в том, что ответы Антона конгруэнтны авторским идеям? — Никак) и точные формулировки того, что могла бы сказать сама.
Ну вот, например, про стилистику (обожаю):
«Приём тоже веркинский — знаменитый косой стежок, когда убежавший вперёд диалог пересекается запоздалой мыслью рассказчика.»Читая Осанова, я вспомнила, что такое апофения — «тенденция человека находить закономерности и связи в случайных или бессмысленных данных, видеть смысл в не связанных друг с другом событиях», и я согласна с тем, что
«Сорока на виселице» — это ещё одна такая ступенька, на которой Эдуард Веркин разбросал проволочные головоломки.
<...>
Инструментальная цель «Сороки на виселице» в том, чтобы завести в то же безрадостное положение, в котором находится синхронная физика, одновременно превратить читателя в объект эксперимента и в жаждущего разгадки апофеника — такого же, как гениальный помешанный Уистлер. Детали имеют значение, но не в том смысле, что их нужно превратить в отпирающий тайну ключ. Они создают тот нестерпимый зуд, который охватывает заинтересованного человека при виде чего-то почти собранного или слегка нарушенного, какой-то асимметрии, которую будто бы легко исправить, но исправить её нельзя. Это не столько даже роман, сколько тренажёр для апофеников, чтобы те могли синхронизироваться с потоком Юнга. Отработка тупика, жуть ловушки. Хаоса добавляет неряшливая вычитка: «филолги», «гряущее», «стазис-капусла»... плохо не то, что Штайнер четырежды назван Шнайдером, а то, что проволочники принимают эти ошибки за тайный код!
«Сорока на виселице» может оказать убийственное воздействие на людей с проблемами психики, так как человеку свойственно видеть агентность даже в случайных колебаниях эфира.
Для психоаналитика Карла Юнга теорию синхроничности подтвердила вовремя пойманная им бронзовка.
Поэтому совет, который нужно дать перед прочтением «Сороки»: ни в коем случае не поднимайте тамошние головоломки! Они подкинуты для вампиров, готовых потратить месяц на разгадку игры в получок, но люди с чесноком в «Киндер-сюрпризе» знают, что Веркин — это добрый враль, вся его апофения лишь обманка, путь в бок, в чулан к мышам.О чём же «Сорока на виселице»?
О возможности преодоления предела.
Можно увидеть тупик, можно — надежду.
«Господи, как они сияли в тот вечер!»Я хочу видеть надежду.
37218