Рецензия на книгу
Вторая жизнь Мириэль Уэст
Аманда Скенандор
Аноним10 декабря 2025 г.Читать исторические романы в декабре - вещь хорошая и атмосферная. Чем-то сказки напоминает. А вот читать про больных проказой - выбор уже сомнительный. Однако "Вторая жизнь Мириэль Уэст" не про ужасы болезни, хотя и есть тут социальный аспект. Это оказалась довольно светлая и уютная история, как бы парадоксально ни звучало.
Персонажи. Вот уж действительно, у романа говорящее название. Потому что Мириэль, главная героиня истории, действительно обрела новую жизнь в лепрозории. Читатель знакомится с типичной светской львицей и женой знаменитого голливудского актера, которая пьет с утра до вечера, не видит проблем других людей, капризничает по поводу и без. Но болезнь постепенно меняет ее, открывая куда более привлекательные стороны характера. И этот путь, хоть и тернист, но прекрасен. А мы узнаем, что пьянство имело под собой трагическую причину. Что часть общество, в котором ты вращаешься, влияет на тебя и подстраивает под это самое общества. Что очень наглядно демонстрируется в росте и изменении Мириэль. Что до остальных персонажей, то они все прекрасны и не уступают Мириэль. И свой путь изменений и принятия проходит каждый из них. Кто-то успешнее, кто-то не очень. Но их стойкость и положительное упрямство помогут и читателю воодушевиться. А что еще немаловажно, отношение к каждому герою будет кардинально меняться по мере чтения. Я невзлюбила Жанну буквально с первого ее появления. И даже ее трагическая судьба и история попадания в лепрозорий не сильно изменили мои чувства. Но постепенно, ближе к концу, я начала переживать за нее. Сестра Верена просто восхитительна во всех своих ипостасях - от злобной карги до ангела-хранителя. В общем, остаться равнодушной к кому-то из героев не получится.
Атмосфера. Конец 20-х годов XX века. Не могу сказать, что почувствовала атмосферу именно этой эпохи, но признаки были. Зарождение массового кинематографа и заря Парамаунта и Метро Голдвин Майер, немому кино уже наступает на пятки кино со звуком. Старинные авто, телефонные будки и телеграф, а информацию ты узнаешь из писем и журналов. Мне это казалось очень уютным и милым. Но больше всего оценила я атмосферность лепрозория. Каждый, наверняка, представляет себе что-то по примеру психушки, со злобными санитарами, ограниченным пространством и невозможности выйти из камер... палаты. На деле место, куда привезли Мириэль после постановки диагноза оказалось герметичной деревушкой, с двумя церквями, многокомнатными домами и местами для спокойного отдыха. Больные тут еще и работать могут, зарабатывать деньги на недорогие "хотелки". Конечно, больница закрытого типа, и свободно разгуливать по близлежащим городкам и деревням никто не дает. Однако я все равно не ощущала какой-то сильной герметичности и замкнутости. Много значения в придании атмосферы играют сами люди и отношения между ними. Я уверена, что в реальности, возможно, было не так уж все и рафинированно, как рассказываю я и автор романа, но именно такую, уютную и добрую, атмосферу я почувствовала. Которая, однако, все равно не давала забыть, что здесь все больны проказой и возможно никогда уже не выйдут в "большой мир".
Язык / стиль автора. Не могу сказать, что стиль Аманды Скенандор как-то выделяется на фоне других писателей, но он удивительно идет этой истории. У меня было ощущение, что это сама Мириэль рассказывает свою историю (при том, что персонаж выдуманный, а вот сама лечебница настоящая). Повествование одновременно описательное и чувственное. Ты буквально видишь все пейзажи лечебницы и Нового Орлеана, и при этом не просто видишь, а будто сам там находишься и прикасаешься к вещам, ходишь по тропинкам и помогаешь сестре Верене в лазарете. Написан романа еще и увлекательно - оторваться было практически невозможно.
Сюжет / сеттинг. У светской львицы Мириэль Уэст обнаружили проказу. И сразу же, не выпуская из больницы, отправили с довольно изнурительное путешествие через всю страну в специальную закрытую лечебницу-лепрозорий. В место, где изолированно от общества живут прокаженные. Первое время, конечно же, Мириэль не верит в диагноз. Она уверена, что произошла ошибка, и уже завтра ее отпустят домой, к мужу и детям. Но местный врач подтверждает проказу. Видя упадническое настроения Мириэль, ей дают "надежду" на выздоровление - надо просто найти лекарство. Методы здесь передовые, лекарства экспериментальные, поэтому надо просто работать, помогать другим и ждать... Либо двенадцать отрицательных кожных тестов подряд (а это двенадцать месяцев, по одному тесту в месяц), либо помочь изобрести полноценное лекарство. На тяге скорее вернуться домой Мириэль и "ловится". Лекарство она, конечно же, найти или открыть не в состоянии, но заработать двенадцать тестов еще можно. И на этом нелегком пути Мириэль не только научится принимать свое положение и не шарахаться от других, но также откроет в себе сочувствие, заботу не только к себе и своим детям, желание сделать других хоть чуточку счастливее. Финал кому-то может разбить сердце. А кто-то, как я, с улыбкой будет дочитывать последние страницы и верить, что Мириэль сделала правильный выбор.
Да, в центре внимания у нас Мириэль с ее историей болезни и жизни в новых условиях. Но в книге нашлось место еще и для более мелких сюжетных линий. Например, история Айрин, лучшей подругой Мириэль по лепрозорию. Или Жанны, маленькой девочки, которая просто хотела семью. Есть и небольшая любовная линия, которая вообще никак не мешала повествованию, а отлично в него вписалась. Можно в этой книге и посмеяться. Например, когда Мириэль с Фрэнком ночью ловили на болоте лягушек, чтобы устроить детям лягушачьи бега. Или радоваться вместе со всеми рождественским подаркам и танцам на Марди Гра.
Не могу не отметить, что в книге также затронуты темы принятия и сегрегации. Но не выпячивается и тычется этим в лицо, а просто упоминается при подходящем случае. Как в обществе относятся к прокаженным, как одно только это слово действует на здоровых людей. И про то, как сегрегации негров и мексиканцев в начале века в США была везде, кроме лепрозория.
Поэтому роман не столько про "борьбу" Мириэль Уэст с болезнью. Это узконаправленный, но все-таки срез эпохи
Интрига. Никакие загадки в романе разгадывать не придется. Но интрига все равно будет. Во-первых, пресловутые двенадцать отрицательных кожных тестов подряд. Все время переживаешь, реально ли такое получить, находясь все время в прямом контакте с больными людьми и самому нести эту бациллу? И ожидая результата теста вместе с Мириэль, переживаешь как за себя. Во-вторых, бросит ли Мириэль муж "на воле" или нет. С каждым его новым письмом сердце замирает и ты думаешь, что вот в этом-то он написал про развод. Жанна еще эта со своими "приколами" скучать не дает. И бесит еще периодически. Поймает ли Мириэль и Фрэнка после из вылазки в Орлеан? А как я расстроилась, когда муж Мириэль не смог прислать фейерверки и сладости! Условных приключений в книге немало. И за каждое переживаешь.
Логика. Я не очень хорошо знакома с историей проказы или лепрозориев, но мне показалось все, описанное в книге, правдивым. И, соответственно, логичным. Автор сама в конце признается, что персонажи все вымышлены, никто из реальных людей не был прообразом Мириэль. Однако она взяла за основу мемуары и письма больных из этой реально существовавшей больницы, взяла сохранившиеся медицинские отчеты и другую документацию, чтобы представить Карвилл таким, каким он был в конце 20-х годов.
Удовольствие. Я сама не ожидала, что эта книга мне понравится так сильно. Но я прекрасно провела с ней время, испытала кучу разных, но положительных эмоций. Кроме того, заинтересовалась этой темой больше, чем могла себе представить. Яркие герои, интересные локации, кинематографичные сцены и описания, правдоподобные эпизоды, увлекательный язык. Все эти составляющие отличного романа есть и в "Вторая жизнь Мириэль Уэст". Еще и название говорящее. Советую к прочтению.
524