Рецензия на книгу
The Demolished Man
Alfred Bester
Аноним8 декабря 2025 г.Люди как люди, или Почему богатые и влиятельные становятся преступниками
« Разум и есть реальность. Ты суть то, что ты о себе думаешь. »
«… суть убийства не меняется никогда. В каждую эпоху это конфликт убийцы с обществом, где жертва играет роль призовой добычи.»
(Альфред Бестер. «Человек разрушенный». 1952)
«Убийство есть аномалия. Лишь носитель искаженного телепатического мотива может причинить смерть посредством насилия.»
(Альфред Бестер. «Человек разрушенный». 1952)
«— Итак, враги?
— Итак, враги.
Так началось Разрушение.»
(Альфред Бестер. «Человек разрушенный». 1952)ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Роман Альфреда Бестера «The Demolished Man» (1952), известный в русском переводе как «Человек разрушенный», представляет собой увлекательное, но непростое произведение с глубоким подтекстом. Первоначально он назывался «Человек без лица», но более поздний перевод оказался точнее. В 2018 году чешский переводчик Конрад Сташевски представил издательству «Эксмо» новую версию на русском языке. По моему мнению, у него более полный и качественный перевод.Это классика научной фантастики, полицейский детектив, предтеча киберпанка. Книга удивляет и имеет множество подражателей: Герберт, Филип Дик, Шоу, Уильям Гибсон и другие.
Но меня особенно поразило, что роман не столько о технологиях будущего, сколько о людях и их психических способностях в XXIV веке.
А. Бестер сделал детективную линию открытой, чтобы сосредоточиться на мотивах преступника. Он не стремился к традиционному раскрытию преступления через улики и логические умозаключения, а углубился в психологические аспекты, которые привели к совершению злодеяния. В XXIV веке, благодаря развитию интеллекта и экстрасенсорных способностей, поиск преступника стал гораздо проще, чем в наше время. Это и стало главной «фишкой» романа: концепция психического контроля. Очень интересная тема. Она вдохновила и продолжает вдохновлять писателей, исследующих границы между контролем и свободой.
****
В романе Бестера в XXIV веке люди делятся на две категории: те, кто обладает телепатическими способностями, и те, кто ими не владеет. Среди телепатов есть градация: от третьего до первого класса. Высший класс — первоклассные эсперы. Они способны не только проникнуть в подсознание и бессознательное человека, но и, как пишет автор, заглянуть в самую глубину его души. Но резкой границы между всеми людьми нет. Обычные люди могут не подозревать в себе телепатических способностей, но в той или иной степени обладать ими.Разделение общества по любому признаку, в том числе и по способности к телепатии, о которой пишет Бестер, может привести к конфликту интересов, межличностным и внутренним конфликтам. Это может спровоцировать недовольство, бунт, восстание и крайнюю его степень — войну. Таким образом войны являются неизбежностью человеческого общества. Это важнейшая тема романа: главный антигерой доходит до черты, переступив которую, он может спровоцировать войну галактического масштаба.
Как спасти цивилизацию от самоуничтожения? Этот вопрос, на мой взгляд, важен не только для данного романа, но и для всего человечества. Бестер не предлагает готового решения, но заставляет задуматься о проблеме тотального контроля над людьми. В этом он близок к Оруэллу, Замятину и другим авторам, поднимающим тему тоталитарного государства.
По мнению Бестера, выхода нет: чтобы сохранить мир, нужно подавить бунт. Разрушить того, кто сам подготовил своё падение. Это и есть концепция сохранения цивилизации. Другого пути нам не предлагают. Либо смирение, либо разрушение.
Ощущение глубины романа «The Demolished Man» возникает благодаря психологическим его аспектам и чувственным — психическим восприятиям межличностных взаимоотношений персонажей. Индивидуальное восприятие ложных ценностей, бездуховность антагониста — человека, ставшего на путь саморазрушения и разрушения создаёт интригу романа «Человек разрушенный». А подогревает интригу созданная автором ситуация приведения известного преступника к узаконенному его разрушению в мире, где всякая мысль каждого читаема эсперами, как третьеклассными, так и высшего уровня.
Как общество, которое считалось изобильным и технологически развитым для своего времени (роман был написан в 1952 году), но прогнившим насквозь, пропитанным пороками и страстями, утратившим духовность, которую заменили эгоизм, самолюбие и властолюбие, смогло просуществовать более 70 лет без тяжких преступлений? Хотя нет, контроль был тотальный и беспощадный: проникновение в мысли, чувства, разум человека — узда крепче тюремных стен. Именно поэтому их и нет в романе: преступность искоренена (?!). Это утопия. Ведь без совершенствования духовных качеств человечества, которые наоборот деградируют вместе с технологическим прогрессом, преступность не победить.
Мораль? Созидания без разрушения не бывает? Вопросы есть. Ответов нет. Такова жизнь.
А в целом, по-моему, роман очень интересный. Хочется думать и размышлять по ходу чтения и после прочтения. Альфред Бестер — классный писатель! Для меня.
37139