Рецензия на книгу
The House of the Spirits
Isabel Allende
Аноним29 октября 2015 г.- Почти во всех семьях рождается глупец или безумный, деточка, - уверяла Клара, пока внимательно следила за своим вязанием, потому что за все эти годы так и не научилась вязать не глядя. - Иногда их не видно, потому что их прячут, словно это стыд. Их закрывают в самых отдаленных комнатах, чтобы не видели гости. На самом деле стыдиться не следует, они тоже - творение Божье.
- Но в нашей семье нет ни одного, бабушка, - отвечала Альба.
- Нет. У нас безумие распределилось на всех, а не сосредоточилось в ком-нибудь одном, а то и у нас был бы настоящий сумасшедший.
Я люблю магический реализм.
Я люблю семейные саги.
Я нежно люблю все эти бесконечные спиральные сюжеты, в которых время то ли движется вперед, то ли ходит по кругу. И Исабель Альенде стала для меня невероятным открытием. Не знаю, насколько хороши остальные ее книги, но теперь я хочу все их прочитать. Более того, я хочу еще раз прочитать "дом духов", вот прямо погрузиться в него с головой, поселиться в "великолепном доме на углу". А уж какие потрясающие герои населяют этот дом. Бланка, Клара, Альба, Эстебан, Хайме и Николас. Они все чем-то одержимы и от этого дух захватывает. Ведь редко попадаются семьи, в которых все были бы настолько разные и в тоже время настолько едины.Обычно семейная сага это история, разворачивающаяся в пределах одного "дома", но здесь в сюжет активно вовлечен внешний мир со всеми его политическими переворотами и прочими атрибутами смены власти. И это тоже потрясающе, потому что позволяет совершенно иначе взглянуть на происходящее. И потом, если как следует подумать, то это не просто история одной семьи, это история сразу трех семей, которые постепенно становятся одним большим родом. Концентрация "запретной" любви в книге слегка завышена. Эстебан хочет полностью завладеть душой Клары, он хочет, чтобы она принадлежала ему вся, без остатка. Но для Клары просто не существует таких чувств, о которых мечтает ее муж. И вот бедняга страдает на протяжении многих лет, то теряя терпение и становясь чрезвычайно настойчивым, то, наоборот, поддаваясь пораженческим настроениям и отступая в тень. А Бланка? Тоже ведь хороша, ишь чего удумала - влюбиться в сына крестьянина. Да этот Педро Терсеро даже смотреть на нее не имел права... а вон как вышло.
В какой-то момент я решила, что моя брезгливость пересилит и под конец книги я совсем устану от постоянных всплесков натурализма и излишних подробностей, но почему-то этого не произошло. Не скажу, что все эти моменты с какашками, червями и гвоздями, которыми тыкают в глаз цыпленку, пришлись мне по душе, но они как-то затерялись на общем фоне, что радует. Не хотелось бы испортить впечатление от такой потрясающей книги.
Главного персонажа здесь нет, хотя, если бы он и был, я бы определила на это место Клару, потому как именно она является связующей нитью для всех остальных. Но вся история настолько циклична, что змею Уроборосу даже и не снилось. Так что никаких главных или второстепенных ролей здесь нет. Просто в разные моменты на первый план выступают разные персонажи. Честно говоря, не знаю, почему говорить об этой книге так трудно. Наверное, отчасти по той простой причине, что она чрезвычайно объемна и полна людьми, событиями, мыслями, духами, любовью, ненавистью, смесью из мистики и реальности... как все это уложить в связный текст? Не представляю.
1978